Справочная служба 09
- Можете ли Вы представить, что когда-то не было компьютеров и мобильных телефонов? Как же тогда жили люди?
- Как же они работали с информацией? Или у них вообще не возникало никаких вопросов?
- Какие информационные сервисы были в 90х, 80х, 70х и ранее годах? Как выглядели работники этих сервисов? Каким было оборудование, которым они пользовались?
- Кто может рассказать об этом?
Справочная служба 09
80 лет работает с информацией
80 лет вместе с абонентами
В 1937 году на 4 этаже Центральной телефонной станции (ЦТС) было 24 рабочих стола телефонисток справочной службы. Годом позже в новом зале на 2 этаже было установлено уже 40 столов. К 1940 году абонентам МГТС было выдано 11 млн. справок. На начало 1941 года в штате было 114 телефонисток, а справочники абонентов сети к изданию готовила редакционная группа.Служба 09 появилась, не имея постоянного номера. Для получения справки абоненты просили телефонистку соединить их со «Справочной конторой». На Центральной телефонной станции в Милютинском пер. д.5 (впоследствии ул. Мархлевского, д.5) специальные телефонистки давали ответы о номерах телефонов и правилах оказания услуг МГТС. В 1932 году, с появлением автоматических телефонных станций, Справочная контора получила номер 09.
Оба названия подразделения – Справочная контора и Справочно-информационная служба существовали вплоть до 1947 года. Телефонистки тех лет за год успевали дать 13 млн. справок при среднем времени ответа 8,2 сек. |
![]() |
Долгие годы информация об абонентах была записана на бумажных носителях. Очень часто писали карандашом, чтобы при изменении данных не переписывать всю карточку. Перед каждой телефонисткой был ящик с картотекой, разделенной на 14 разделов: «кредитно-финансовый», «судебно-правовой», «правительственные учреждения», «здравоохранение» и т.д. При поступлении запроса оператор находил нужную карточку и читал звонившему требуемые номер телефона и адрес. |
![]() |
В 1948 году сервис окончательно становится Справочно-информационной службой 09. Появляется острая нехватка помещений под ее размещение. После войны прирост запросов справочного характера составлял около 2 млн. в год. Безусловно, требовалось увеличение количества рабочих мест.
В 1960 году Служба 09 переезжает из здания ЦТС на ул. Мархлевского, д.5 в здание АТС К7 на Петровском бульваре д.5 и заново монтируется. Появляется 101 рабочий стол «А» для выдачи справок по телефонам учреждений и организаций, картотека которых составила 55 тысяч наименований, и 11 столов «Б» для справок о квартирных телефонах, содержащий около 450 тыс. абонентов. |
![]() |
В 1965 году Справочно - информационная служба 09 реорганизована в самостоятельный Справочно-информационный узел (СИУ), который возглавила Б.Ф. Юдкина.
В 1970 году для решения проблем накопления, хранения и быстрой выдачи большого количества качественной информации, которая составила уже более 2-х миллионов справок, СИУ перешел на систему работы с микрофотокартами. Первая очередь французского оборудования фирмы ЛМТ была введена в действие на 207 рабочих местах. Вторая, на 309 рабочих местах, была введена двумя годами позже.
Каждое рабочее место телефонистки было оборудовано оптико-механическим устройством «Минокс» для просмотра микрокарт (микрофиш), увеличивающих изображение с помощью системы линз и зеркал в 28 раз. Кроме того, рабочее место было оборудовано распределителем с электронным управлением, в котором могло храниться 70 микрокарт. Микрокарты подавались механическим устройством при наборе определенного кода необходимой карты. В 1974 году появилась первая платная справка в Москве. Организована служба «Сервис» с использованием специальных таксофонов выдачи различной информации. Стоимость звонка составляла 15 копеек. Необходимо было набрать определенный 3-значный номер для получения информации о забытых вещах на транспорте, утерянных документах, заблудившихся детях, дежурных магазинах, результатах тиражей лотереи и многом другом. Например, по номеру 005 можно было узнать, как проехать по Москве, прогноз погоды, репертуар театров и так далее. |
![]() |
В 1991 году параллельно со службой 09 были организованы платные справочно-информационные службы:
В декабре 2004 года МГТС объединила все платные службы: 05-0, 05-3 и 05-9, в единый номер 009. Абоненты получили уникальную сервисно-справочную службу: по одному номеру телефона можно не только получить контактные данные о нужной организации, причем, в любом городе России, но и получить частные услуги, например, заказать лекарство, вызвать такси, забронировать билеты, узнать расписание поездов и многое другое. С сентября 2011 года компания МГТС является правообладателем товарного знака 009, что подтверждено свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) № 443960. |
![]() |
Служба 009 - это:
Ежедневно операторы службы 009 обслуживают порядка 10 тысяч вызовов.
- Самая большая, постоянно актуализируемая база данных в России - каждые сутки в нее вносится более 8 тыс. обновлений.
- Более чем 90-процентный охват услуг рынка справочно-сервисного обслуживания.
- Более 650-ти предоставляемых справочно-сервисной службой МГТС услуг.