Справочная служба 09

  • Можете ли Вы представить, что когда-то не было компьютеров и мобильных телефонов? Как же тогда жили люди?
  • Как же они работали с информацией? Или у них вообще не возникало никаких вопросов?
  • Какие информационные сервисы были в 90х, 80х, 70х и ранее годах? Как выглядели работники этих сервисов? Каким было оборудование, которым они пользовались?
  • Кто может рассказать об этом?

Справочная служба 09

80 лет работает с информацией

80 лет вместе с абонентами

В 1937 году на 4 этаже Центральной телефонной станции (ЦТС) было 24 рабочих стола телефонисток справочной службы. Годом позже в новом зале на 2 этаже было установлено уже 40 столов. К 1940 году абонентам МГТС было выдано 11 млн. справок. На начало 1941 года в штате было 114 телефонисток, а справочники абонентов сети к изданию готовила редакционная группа.Служба 09 появилась, не имея постоянного номера. Для получения справки абоненты просили телефонистку соединить их со «Справочной конторой». На Центральной телефонной станции в Милютинском пер. д.5 (впоследствии ул. Мархлевского, д.5) специальные телефонистки давали ответы о номерах телефонов и правилах оказания услуг МГТС. В 1932 году, с появлением автоматических телефонных станций, Справочная контора получила номер 09.

Оба названия подразделения – Справочная контора и Справочно-информационная служба существовали вплоть до 1947 года. Телефонистки тех лет за год успевали дать 13 млн. справок при среднем времени ответа 8,2 сек.

Долгие годы информация об абонентах была записана на бумажных носителях. Очень часто писали карандашом, чтобы при изменении данных не переписывать всю карточку. Перед каждой телефонисткой был ящик с картотекой, разделенной на 14 разделов: «кредитно-финансовый», «судебно-правовой», «правительственные учреждения», «здравоохранение» и т.д. При поступлении запроса оператор находил нужную карточку и читал звонившему требуемые номер телефона и адрес.

В 1948 году сервис окончательно становится Справочно-информационной службой 09. Появляется острая нехватка помещений под ее размещение. После войны прирост запросов справочного характера составлял около 2 млн. в год. Безусловно, требовалось увеличение количества рабочих мест.

В 1960 году Служба 09 переезжает из здания ЦТС на ул. Мархлевского, д.5 в здание АТС К7 на Петровском бульваре д.5 и заново монтируется. Появляется 101 рабочий стол «А» для выдачи справок по телефонам учреждений и организаций, картотека которых составила 55 тысяч наименований, и 11 столов «Б» для справок о квартирных телефонах, содержащий около 450 тыс. абонентов.

Из общего количества запросов за 60-е годы 90% приходилось на столы «А». Причем наибольшее количество справок выдавалось по разделам «Транспорт и связь», «Лечебно-санитарные учреждения», «Торговые организации», «Зрелищные и культурно-просветительские организации». Справочно-информационная база постоянно обновлялась. В нее вносилось до 600 изменений ежедневно.

В 1965 году Справочно - информационная служба 09 реорганизована в самостоятельный Справочно-информационный узел (СИУ), который возглавила Б.Ф. Юдкина.

В 1970 году для решения проблем накопления, хранения и быстрой выдачи большого количества качественной информации, которая составила уже более 2-х миллионов справок, СИУ перешел на систему работы с микрофотокартами. Первая очередь французского оборудования фирмы ЛМТ была введена в действие на 207 рабочих местах. Вторая, на 309 рабочих местах, была введена двумя годами позже.

Каждое рабочее место телефонистки было оборудовано оптико-механическим устройством «Минокс» для просмотра микрокарт (микрофиш), увеличивающих изображение с помощью системы линз и зеркал в 28 раз. Кроме того, рабочее место было оборудовано распределителем с электронным управлением, в котором могло храниться 70 микрокарт. Микрокарты подавались механическим устройством при наборе определенного кода необходимой карты.

В 1974 году появилась первая платная справка в Москве. Организована служба «Сервис» с использованием специальных таксофонов выдачи различной информации. Стоимость звонка составляла 15 копеек. Необходимо было набрать определенный 3-значный номер для получения информации о забытых вещах на транспорте, утерянных документах, заблудившихся детях, дежурных магазинах, результатах тиражей лотереи и многом другом. Например, по номеру 005 можно было узнать, как проехать по Москве, прогноз погоды, репертуар театров и так далее.

В 1991 году параллельно со службой 09 были организованы платные справочно-информационные службы:

  • «Москва для Вас» 05-9 – информация об организациях г. Москвы и телефонах абонентов квартирного сектора;
  • «Ваш секретарь» 05-3 – услуги, которые можно поручить своему секретарю;
  • «Медсервис» 05-0 – информация о наличии лекарств и медицинских услугах.

В декабре 2004 года МГТС объединила все платные службы: 05-0, 05-3 и 05-9, в единый номер 009. Абоненты получили уникальную сервисно-справочную службу: по одному номеру телефона можно не только получить контактные данные о нужной организации, причем, в любом городе России, но и получить частные услуги, например, заказать лекарство, вызвать такси, забронировать билеты, узнать расписание поездов и многое другое.

С сентября 2011 года компания МГТС является правообладателем товарного знака 009, что подтверждено свидетельством на товарный знак (знак обслуживания) № 443960.

Служба 009 - это:

Ежедневно операторы службы 009 обслуживают порядка 10 тысяч вызовов.

  • Самая большая, постоянно актуализируемая база данных в России - каждые сутки в нее вносится более 8 тыс. обновлений.
  • Более чем 90-процентный охват услуг рынка справочно-сервисного обслуживания.
  • Более 650-ти предоставляемых справочно-сервисной службой МГТС услуг.
Опубликована в каталоге конференции CCWF2012 по контакт-центрам Публикуется с согласия компании. Статья помещена в музей 27.05.2012