№ 8

Содержание номера:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА: Переоценка ценностей
НОВОСТИ КОМПАНИИ: Золото «Архимеда»
НОВОСТИ КОМПАНИИ: Внешторгбанк начал прием платежей населения за услуги ОАО МГТС
МГТС: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Рекламируем. Продвигаем. Торгуем

ПЕРВАЯ ПОЛОСА:

Переоценка ценностей

Традиционные операторы смогут догнать альтернативных по темпам развития

Состоявшаяся в Москве в начале апреля IV международная конференция «Связь и инвестиции в России» продемонстрировала: телекоммуникационная отрасль по-прежнему остается одним из наиболее динамично развивающихся сегментов российской экономики. Но очевидно и другое: сотовые компании, которым на протяжении всех последних лет отрасль была обязана своими успехами в первую очередь, уже в этом году могут снизить темпы роста. За то у операторов фиксированной связи появляются все возможности для более эффективной работы.

Связь — «локомотив» экономики

Уже третий год подряд ситуацию в отрасли телекоммуникаций можно описать одним-единственным словом — взлет. «Если судить по относительным показателям, отрасль растет опережающими темпами, — заявил глава формируемого Федерального агентства связи Дмитрий Милованцев. — Сравнивая темпы роста доходов в телекоммуникационной отрасли (около 40% за 2003 г.) с темпами роста ВВП России (пример но 7,3%), можно увидеть почти шести кратное отличие. Это свидетельствует об увеличении роли телекоммуникационного сектора в экономике».
Безусловным лидером среди разных сегментов отечественного рынка остается подвижная связь: число граждан с сотовыми «трубками» еще в конце прошлого года превысило количество абонентов фиксированной связи (на конец марта, по данным исследовательской компании J«son & Partners, сотовой связью в России пользовалось свыше 42 млн. человек). «Ситуация принципиально изменилась», — констатировал Дмитрий Милованцев.
Не даром все резче контраст между традиционными и альтернативными (в том числе и сотовыми) операторами связи. Если в 2000 г. размеры суммарной выручки тех и других бы ли приблизительно одинаковыми, то сейчас на долю «альтернативщиков» приходится 61% всех доходов отрасли (при том что им принадлежит лишь 20% телекоммуникационной инфраструктуры). Генеральный директор «Связьинвеста» Валерий Яшин признает, что компаниям холдинга «все чаще приходится обращаться к опыту новых компаний связи», сумевших добиться большего в области обслуживания доходных корпоративных клиентов.
Обьем российского телекоммуникационного рынка в 2003 т. составил 13,6 млрд. долл. (доля компаний АФК «Система» составляет 24%), — отметил в своем выступлении первый заместитель генерального директора «Система Телеком» Александр Вронец. — Среди факторов динамичного развития рынка — рост абонентов мобильной связи, регулируемые тарифы на фиксированную связь, развитие новых интернет-услуг.
Исполнительный директор финансовой компании «НИКойл» Илья Челикиди отметил зафиксированный в 2003 г. 1,2-миллиардный долларовый прирост капвложений в телекоммуникациях на деле более чем на две трети был обеспечен за счет операторов сотовой, а не фиксированной связи. Причем если сотовики вкладывают в развитие бизнеса 90% своих инвестиций, то традиционные операторы — лишь 50%: остальное «съедает» модернизация имеющегося в их распоряжении хозяйства.
Живой гример тому — ОАО МГТС, недавно приступившая к масштабной реконструкции столичной телефонной сети. На фоне двухкратного роста чистой прибыли за прошлый год (до 2 157 млрд. руб,), а этом году компания намерена увеличить объем инвестиций на 28% (они должны составить 3,2 млрд. руб. против прошлогодних 2,5 млрд. руб.). Среди стратегических целей МГТС — реконструкция сети ускоренными темпами и развитие нерегулируемых услуг (ADSL и т. д.). Средства пойдут главным образом на замену устаревшего оборудования и на ввод в эксплуатацию 70 тыс. новых номеров, что позволит решить проблему телефонного дефицита в столице.

Мобильное перенасыщение

Этот год, впрочем может оказаться переломным как для операторов традиционного сектора, так и для их коллег из альтернативного «крыла». Главный «локомотив» отрасли — сотовая связь — уже начинает потихоньку сбавлять темпы. Проходят времена, когда количество сотовых абонентов в России что ни год удваивалось: в 2004 г., по оценке бывше­го первого замминистра по связи и информатизации Бориса Антонюка, прирост составит лишь 55-65%. Неизбежно замедлится и рост доходов сотовых компаний: новых абонентов не просто становится меньше — с каждым годом они приносят оператору все меньше прибыли.
В этой ситуации у менее поворотливых традиционных операторов появляется шанс наконец-то приблизиться к своим извечным конкурентам — если не в абсолютных цифрах, то хотя бы по динамике развитии. Главные задачи, поставленные на этот год Федеральным агентством связи, — изменить подходы к тарифному регулированию и заставить работать новый федеральный закон «0 связи» — как нельзя лучше соответствует интересам телефонных компаний фиксированной связи.
Речь идет, в частности, о норме нового закона, предусматривающей компенсацию операторам убытков, которые они несут, оказывая универсальные, социально значимые услуги связи, за счет отчислений, осуществляемых; в специальный резерв всеми участниками рынка. «Мы планируем в течение этого года завершить подготовку документов, связанных с универсальным обслуживанием, — заверил Дмитрий Милованцев. — Это позволит сравнять в глазах операторов привлекательность работы в удаленных регионах и в крупных городах.»
Помимо социальных обязательств, развитие проводной связи традиционно сдерживают слишком низкие, по мнению связистов, тарифы. Средний тариф на местную связь в России до сих пор примерно втрое ниже, чем в Центральной и Восточной Европе, и в пять раз ниже, чем в Западной Европе, уже не первый раз констатировал глава «Связьинвеста» Валерий Яшин. Его поддержка и г-н Милованцев: «Если в разных странах телекоммуникационная отрасль работает фактически на одинаковом оборудовании, если она всюду имеет близкие затраты — то как могут тарифы отличаться в два раза? Бухгалтерская себестоимость, рассчитанная по российским стандартам, этими тарифами еще может покрываться, ­ но не инвестиционные потребности отрасли».
Однако в этом году ситуация может измениться. Бывшие Минсвязи и Министерство по антимонопольной политике (МАП) наконец-то разработали проект правительственного постановления, содержащий методику расчета тарифа на услуги местной телефонной связи исходя из экономически обоснованных затрат оператора и нормативной рентабельности. И. о. замглавы МАПа Анатолий Голомолзин убежден: если методика вступит в силу, то в течение двух лет операторы смогут отказаться от нынешней системы перекрестного субсидирования — местная связь всюду станет прибыльной, и необходимость датировать ее за счет межгорода отпадет.

«Повременка» на выбор

Одновременно должна измениться и структура «Местного» тарифа: абстрактная абонентская плата разложиться на две составляющие — плата за линию и плата за соединение. В результате тариф станет не только в условиях фиксированной платы за телефон, но и при «повременке». Еще с месяц назад антимонопольное ведомство разрешило телефонным операторам предлагать абоненту на выбор сразу несколько тарифных планов, в том числе и предусматривающие поминутную тарификацию. Теперь вроде бы не должно остаться никаких законодательных проблем для запуска «повременки» везде, где ее пока нет — в том числе и в Москве. Желающие смогут платить за городской телефон как за сотовьй — в зависимости от количества выговоренных минут; за другими же сохранится право ежемесячно тратить на оплату телефона одну и ту же сумму.

Игорь Цуканов, корреспондент журнала «Русский фокус» специально для «МТ»

НОВОСТИ КОМПАНИИ:

Золото «Архимеда»

С 30 марта по 2 апреля ОАО МГТС приняло участие в VII международном салоне промышленной собственности «Архимед-2004», где продемонстрировало экспонат «Уникальные способы скоростного шифрования информации», представленный УИРиС.

По итогам конкурса в номинации «Лучшее изобретение» экспонат ОАО МГТС награжден золотой медалью.
В ходе работы салона с экспозицией компании ознакомилось большое количество посетителей и участников выставки. Посетивший экспозицию вице-мэр Москвы Валерий Шанцев дал высокую оценку нашему экспонату и поручил департаменту науки и промышленной политики г. Москвы изучить опыт ОАО МГТС в области разработки и внедрения перспективных средств защиты информации.
По приглашению правительства Москвы экспонат «Уникальные способы скоростного шифрования информации» включен в экспозицию выставки, проводимой в рамках Дней Москвы в Сеуле (Кореи) с 23 по 25 апреля 2004 г.

НОВОСТИ КОМПАНИИ:

Внешторгбанк начал прием платежей населения за услуги ОАО МГТС

Внешторгбанк начал прием платежей населения за услуги ОАО «Московская городская телефонная сеть».

С апреля 2004 г. жители столицы могут осуществить оплату услуг телефонной связи во всех дополнительных офисах и операционных кассах Внешторгбанка в г. Москве.
Прием платежей физических лиц за услуги связи организован в рамках дого­вора, который подписали генеральный директор ОАО МГТС Михаил Смирнов и заместитель президента-председа­теля правления Внешторгбанка Генна­дий Солдатенков. Подписание данного договора — очередной этап в развитии долговременного сотрудничества.

МГТС: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ:

Рекламируем. Продвигаем. Торгуем

Реклама существует во все времена, когда возможность выбора товара и услуги. И даже когда ее нет. Памятное «Летайте самолетами Аэрофлота!» в тот момент, когда кроме него и птичьих стай в нашем небе не летало ничего, тоже решало свою задачу, Хоть и не определяло наш выбор, зато влекло в неведомые дали...

Исторически сложилось так, что наша компания, как и ряд естественных монополий, могла рекламировать только саму себя. В рабочем для рекламного мира английском языке есть два «волшебных» слова — identity (узнаваемость) и brand (торговая марка). Цель любой компании — сделать так, чтобы тебя и твой товар узнавали и покупали. В нашем случае брэндом, или торговой маркой, является сама МГТС.
Решению этой задачи подчинена в первую очередь выставочная работа: выбор выставок, дизайнерское решение оформления стенда и рекламные материалы, которые должные сделать так, чтобы посетители выставки запомнили экспозицию ОАО МГТС. Компания активно участвует как в профильных телекоммуникационных, так и в тех выставках, которые могут полнее раскрыть возможности нашей компании и принести нам определенный доход. Всего таких мероприятий около десяти в год. «МТ» обязательно расскажет, как работал стенд МГТС на выставке «Связь Экспокомм-2004». А в апреле на выставке «Дизайн и реклама» наш живой и солнечный «летний» стенд со стаями «бабочек» — таксофонных карт привлекал внимание посетителей даже при том, что профильные компании «рекламщиков» обыгрывали свои экспозиции в меру и не в меру собственных творческих способностей и амбиций. Мы предлагали рекламодателям размещать информацию о себе на таксофонных картах МГТС и в справочнике «Москва 2005» (да-да, готовь сани летом!). Продавали CD-версию справочника 2004 г. И можно с уверенностью сказать, что участие в таких выставках не просто окупается, но и приносит доход компании.
Эту же задачу решает целая феерия телефонных карт — 98 изобразительных решений за прошлый год, из которых на 12 размещена информация об услугах МГТС. Карты — отличный рекламоноситель как для наших собственных услуг, так и для информации наших клиентов. Важно еще и то, что наши телефонкарты формируют у потребителя благоприятное отношение к компании. Вот свежий пример: альманах «Креатив», посвященный дизайну, опубликовал большую статью о свободе творчества художника в рамках «карточной» миниатюры и рекламных возможностях этого необычного носителя. Независимое мнение подтвердило безусловное лидерство нашей компании в «карточном» бизнесе.
Рекламные постеры и стикеры (а проще говоря, плакаты и наклейки), регулярно размещаемые нами в метрополитене, красочные наклейки в таксофонных пунктах, привлекающие внимание воблеры, развевающиеся на банкоматах, принимающих оплату за услуги МГТС, листовки, буклеты, каталоги телефонкарт, — производство и размещение всей этой продукции опирается на знание рынка и психологии потребителей предлагаемых нами услуг. Помимо этого 10 автомобилей УТС и УИРиС стали передвижными рекламными носителями наших предложений.
Поддерживать благоприятное отношение к компании в сообществе аналитиков, властных структурах, в среде акционеров призван Годовой отчет, в разработку структуры и дизайна которого вкладываются не только силы, но и талант. Ежегодным признанием достоинств становятся награды различных конкурсов, коих набралось уже более десятка. Годовой отчет МГТС — это уже классика жанра.
«Вброс» на телекоммуникационный рынок пакетов новейших высокотехнологичных услуг и предложений «от МГТС» предполагает продуманную профессиональную работу с нашим будущим клиентом. Мы уверены, что наращивать рекламный прессинг нужно уже сейчас, постепенно подготавливая рынок к нашей грядущей экспансии. Наш опыт, признанный как телекоммуникационным, так и рекламным сообществом, говорит о том, что в этой сфере деятельности можно и нужно действовать не по чужим рецептам, а сохраняя свое лицо, узнаваемость и высокую репутацию.

Сергей Ерофеев

15 Апреля 2004