№ 16

Содержание номера:

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА: О выпуске процентных документарных облигаций

НОВОСТИ КОМПАНИИ: Льготный порядок оплаты таксофонов в больницах Москвы

РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Безотказная семерка

ИННОВАЦИИ: Высокоскоростные дороги в завтрашний день

РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ: Выбираем качество

В ЧАСЫ ДОСУГА: Ловись, рыбка, большая и малая!

ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА:

О выпуске процентных документарных облигаций

25 июля 2001 года состоялось заседание Совета директоров Oткрытого акционерного общества «Московская городская телефонная сеть», на котором было принято решение о выпуске процентных документарных облигаций.
Процентные документарные облигации на предъявителя будут выпущены АО МГТС в количестве 1 000 000 (один миллион) штук номинальной стоимостью 1 000 (одна тысяча) рублей на общую сумму 1 000 000 000 (один миллиард) рублей сроком обращения 1 095 (одна тысяча девяносто пять) дней.
Облигации будут размещены посредством открытой подписки в секции фондового рынка ЗАО ММВБ.
Агентом по выпуску и размещению облигаций компании утвержден банковский синдикат в составе АКБ «Доверительный и Инвестиционный Банк» и АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития».
Маркет-мейкером и платежным агентом выпуска документарных облигаций утвержден АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития».

НОВОСТИ КОМПАНИИ:

Льготный порядок оплаты таксофонов в больницах Москвы

Льготный порядок оплаты местных телефонных разговоров, осуществляемых с установленных в больницах Комитета здравоохранения г. Москвы карточных таксофонов, определен Приказом Генерального директора АО МГТС В. С. Лагутина № 613 от 19 июля 2001 года.
Для телефонных звонков из городских больниц вводится специальный тариф: с телефонной карты будет считываться 1 тарифная единица за 2 минуты разговора. Таким образом, стоимость переговоров снижена в 2 раза.

Евгений Беликов

МГТС: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ:

Безотказная семерка

Транспортной сети АО МГТС больше года. Ни для кого уже не новость, что существует в Москве транспортная сеть на основе ВОЛС и что ее строительство было одним из важнейших этапов генеральной реконструкции, при переходе на цифровизацию гарантирующей высокое качество обслуживания. Да, да, то самое высокое качество обслуживания, на которое рассчитывает сегодня каждый абонент и за которое неустанно борется оператор. Количество отказов по «семерке», составляющее от 30% до 80%, давно стало «притчей во языцех» у москвичей. С существующей ситуацией примиряла лишь надежда на то, что со временем все изменится к лучшему. По-видимому, это время наконец-то приходит, и терпеливое ожидание множества абонентов вот-вот будет вознаграждено. Когда и как именно? Об этом мы сегодня как раз и собираемся рассказать.
С самого начала существования транспортной сети в АО МГТС велась напряженная, целенаправленная работа по подготовке переключения на нее пресловутого «седьмого миллиона». Это должно было стать видимым результатом первых важнейших шагов реконструкции, которые обязатеьно заметили бы не только потребители, но и компании. Цифровизация в действии — это ведь не только расширение возможностей по предоставлению нетрадиционных услуг, не только выход на более высокий уровень обслуживания населения с учетом все возрастающих потребностей абонентов, не только повышение качества связи, но и — что не менее важно — открытие новых возможностей и новых источников доходов для АО МГТС.
Подключение седьмой миллионной зоны к транспортной сети — это первая ласточка внедрения цифровизации в Москве, которое в то же время позволило решить проблему отказов для вызовов по «семерке» по электронным районам МГТС (70, 71, 73, 75) и коммерческим операторам. Выход из данной ситуации за счет возможностей аналогового оборудования был бы совершенно нецелесообразным как по финансовым затратам, так и с точки зрения последующей отдачи от вложенных средств. Необходимое увеличение числа линий связи по отказным направлениям потребовало бы прокладки большого количества новых кабелей и установки морально устаревшего оборудования. Поэтому выбор был сделан в пользу нового и более перспективного технологического решения.
Подключение «седьмого миллиона» к транспортной сети потребовало значительного объема подготовительных работ, частично проводившихся УПиТП, УКС, УТЭТ в сотрудничестве с подрядчиками — «Мостелефонстроем», СМУ-1 и СМУ-3, АО «ГИПРОСВЯЗЬ». В соответствии с проектом, первый этап переключения «седьмого миллиона» предусматривал последовательное отключение действующих по старой схеме узлов исходящего сообщения (УИС 7) от АТС МГТС и прямое подключение через системы Medio — PCM, мультиплексоры SDM-16 на оборудование AXE-10 десяти транзитных электронных узлов (ТЭУ) транспортной сети, расположенных соответственно по одному на каждом из узлов Сети.
Координация деятельности по переключению «седьмого миллиона» осуществлялась подразделением по Управлению и реконструкции межузловых и межстанционных связей под руководством заместителя начальника УТЭТ Виктории Николаевны Жихаревой. В беседе с корреспондентом «Московского телефониста» Виктория Николаевна кратко описала те виды работ, которые были выполнены подразделением за четыре месяца (именно такое время понадобилось на осуществление подключения), и очередность их выполнения.
Первыми в апреле этого года на транспортную сеть АО МГТС были переведены АТС, работающие на «7» через Узел исходящего сообщения 7/907. Все мероприятия по переключению проводились в полном соответствии с четким графиком. 18 июля этого года к транспортной сети были подключены последние АТС, работающие через УИС 7/919. Эта дата — своеобразная историческая веха, так как с этого момента все аналоговые и цифровые АТС столицы выходят на семимиллионную зону уже только через транспортную сеть АО МГТС. По словам Виктории Николаевны, «завершение данного этапа переключения не было задержано ни на один день благодаря четкой работе соответствующих подразделений ТУ, руководству АО МГТС, задействованным подразделениям УТЭТ, а также прекрасной координации действий начальников служб МУС и МСС Еленой Германовной Кондратьевой, Еленой Борисовной Серегиной, Екатериной Георгиевной Федотовой, Еленой Ивановной Мирзоян».
Уже на август планируется начало второго этапа этого процесса, а именно переключение электронных районов МГТС (70, 71, 73, 75), в результате чего не только вход на семимиллионную зону, но и выход с нее будет осуществляться исключительно через транспортную сеть. Однако полное подключение «седьмого миллиона» к транспортной сети — это еще далеко не окончательное завершение намеченного. В данный момент сеть начала подготовку к переключению «восьмерки», что является важным шагом к открытию нового кода «499».
Достойное завершение каждого этапа реконструкции — это следующая ступень к более высокому уровню качества обслуживания абонентов и новым источникам доходов компании.

Александр Преображенский

ИННОВАЦИИ:

Высокоскоростные дороги в завтрашний день

О ходе реализации одного из приоритетных коммерческих проектов АО МГТС — строительстве «Сети Передачи Данных Общего Пользования» (СПД ОП) — газета уже писала. Сегодня важнейший этап этой программы близится к завершению, и мы рады снова вернуться к этой теме. С просьбой прокомментировать текущую ситуацию редакция обратилась к начальнику Управления систем передачи данных АО МГТС Дмитрию Сергеевичу Костачеву, и вот какой информацией он с нами поделился.
— Мы идем в целом в соответствии с намеченным графиком реализации проекта. По контракту Cisco Systems в июне и июле нам поставлено основное оборудование для сети. Две недели назад было начато его тестирование на стенде.
Что собой представляет этот этап? Оборудование всех магистральных узлов и часть оборудования доступа собираются в соответствии с реальной схемой сети в одном помещении. Комплектация под конкретные АТС, полная настройка, загрузка программного обеспечения и конфигурация производятся таким образом, как будто оборудование уже работает в реально развернутой сети. На стенде осуществляется полный цикл испытаний во всех возможных режимах, выявляются неисправности или нестыковки отдельных элементов и подсистем, уточняются параметры конфигурации, вопросы конструктивного размещения оборудования в стойках. Параллельно идет обучение и подготовка наших специалистов для дальнейшей работы на СПД ОП.
Этот этап реализации проекта является очень важным, так как позволяет значительно упростить работу и сократить срок запуска сети. Действительно, гораздо проще осуществить проверку и настройку всего оборудования в одном месте, чем заниматься этим, когда оборудование, работа которого должна быть строго скоординирована, рассредоточена по десяткам АТС.
Магистральное ядро, состоящее из 10 узлов, — это основной и самый сложный элемент сети. Его отладка — в высшей степени ответственный и трудоемкий период работ. В соответствии с договором, сейчас вместе с нами вводом оборудования в эксплуатацию занимается представитель поставщика — компания «АМТ-Групп», но дальнейшую достройку сети мы будем осуществлять уже собственными силами. Пусковой комплекс СПД ОП, состоящий из магистрального ядра и 40 узлов доступа, должен быть запущен уже в августе-сентябре. А далее пойдет этап последовательного развертывания узлов доступа на большинстве АТС, и к февралю следующего года общее их количество составит 160.
Сеть начала создаваться полтора года назад и первоначально имела вид опытной зоны с малоканальным оборудованием. Оно было введено в эксплуатацию в мае прошлого года, и сегодня работает на восьмидесяти АТС. «Точка. Ру» — торговая марка этого проекта. В начале года к сети было подключено около 600 клиентов, а сегодня их уже около 1300.
За год эксплуатации опытной зоны мы смогли убедиться в двух главных для нас вещах. Во-первых, в том, что эта технология полностью подходит для использования на Московской сети. И во-вторых, в том, что к предлагаемым услугам имеется очень большой интерес со стороны клиента, что они востребованы на рынке даже при сегодняшних высоких ценах. Именно поэтому в конце прошлого года руководством АО МГТС было принято решение о развертывании полномасштабной сети на мощном магистральном оборудовании. И когда мы сегодня говорим о пусковом комплексе, мы, конечно, имеем в виду уже большую сеть, которая к февралю следующего года будет достроена полностью.
СПД ОП даст возможность любому абоненту АО МГТС, будь то частное лицо или организация, помимо пользования обычным телефоном, получить еще и качественный канал передачи данных очень высокой пропускной способности, до 7 Мбит в секунду. Кроме того, модем ADSL — это не только скорость, которая в 300 раз выше, чем у большинства сегодняшних пользователей Интернета, но и возможность пользоваться телефоном и Интернетом одновременно. Ваш телефон остается свободным даже во время передачи данных, не отключаясь от Интернета, вы можете звонить кому угодно, и в свою очередь любой человек всегда сможет дозвониться вам.
Подключение к Интернету — сейчас наиболее востребованная услуга, предоставляемая с помощью СПД ОП. Однако создание широкополосных сетей часто сравнивают со строительством высокоскоростных дорог. Главное построить хорошую дорогу, а возить по ней можно что угодно. Перечислять спектр возможных услуг можно долго: тут и видео, и аудио, и дистанционное обучение, и телемедицина. Но сейчас первоочередные задачи — отладка технологии доступа, ввод полномасштабной сети в эксплуатацию, массовое подключение клиентов. А вслед за этим, естественно, на первый план выйдет расширение спектра наложенных услуг, наполнение сети новым качеством.
СПД ОП — это не только современные технологии, отвечающие мировому уровню, но и завоевание нового, очень доходного рынка. Если сегодня большинство абонентов АО МГТС платит в месяц за использование телефонной линии всего лишь около 2 долл., то с внедрением услуг широкополосного доступа такая линия сможет приносить ежемесячный доход доход около 60-70 долл. По самым скромным прогнозам, за следующие три года количество абонентов СПД ОП должно увеличиться до 20000, а по нескромным — до 50000. Сегодня цены на услуги широкополосного доступа довольно высоки. Так всегда происходит с новыми услугами — есть реальный неудовлетворенный спрос, есть большая очередь заявок. Но в дальнейшем, по мере удовлетворения этого спроса и массового распространения услуги, цены, естественно, будут уменьшаться.

Татьяна Тозова

МГТС: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ:

Выбираем качество

А качество работы сетей складывается из целого ряда факторов

АО МГТС, созданное и построенное как единое государственное предприятие, при акционировании попало в капкан рыночных отношений. С одной стороны, оно приняло на себя все минусы малоприбыльного коммерческого предприятия, с другой — сохранило все минусы организации, получив статус естественного монополиста. Эта двойственность положения компании не позволяет ей в сжатые сроки решить многие проблемы, в том числе и проблему качества связи.

Две составляющие качества

В принципе, качество услуг связи складывается из двух составляющих. Первая — их доступность. По этому показателю (50 телефонов на 100 жителей) Москва существенно (почти в 2 раза) опережает остальную Россию. Однако активное жилищное строительство ведет к тому, что очередь на установку телефона насчитывает десятки тысяч человек, несмотря на серьезные усилия АО МГТС по ежегодному вводу номерной емкости.
Вторая составляющая — качество соединения, то есть возможность дозвониться куда нужно и когда К сожалению, бывает, что вместо ответа абонент слышит лишь «частые гудки». Почему это происходит?
Показатель, по которому оценивается качество установления соединения, — это отношение количества попыток вызова, не закончившихся соединением, к общему количеству попыток вызова. Это называется — процент отказов в установлении соединений (ПОС). Для АО МГТС этот показатель не должен превышать 5%. В целом по Сети это соотношение выдерживается. Так, например, во втором квартале ПОС он в среднем не превышал 3%.
Однако есть направления связи, которые сильно выходят за нормативные рамки. Так, во втором квартале при проверке 3666 направлений связи между московскими центрами коммутации выяснилось, что на 103 направлениях связи ПОС достигал 10 процентов, на 16 направлениях — 15%, а на 3 — 20%. В чем причины происходящего?
При объяснении причин происходящего подчеркнем, что многие сегодняшние проблемы объясняются развитием Сети в условиях нехватки материальных и финансовых ресурсов. Создаются целые жилые районы, обеспеченные только таксофонной связью, организованной по временным воздушным линиям. АТС в микрорайонах-новостройках строятся через несколько лет после ввода жилых домов. Зачастую также, возводя многоэтажное здание на месте снесенной пятиэтажки, застройщики порой даже не ставят в известность связистов о необходимости телефонизации участка.
— Вторая причина — техническая сложность оборудования и его старение, — говорит Евгений Валерианович Мейер, главный специалист Главного центра технической эксплуатации Управления технической эксплуатации (УТЭТ) АО MГТС. Что говорить, если на Сети 80% оборудования составляют электромеханические АТС. Треть из них отработала более 30 лет.
Между тем, чтобы установить соединение, например, между двумя координатными АТС, нужно, чтобы в определенной последовательности сработало около 10 тысяч контактов. Правда, в разговорном тракте их сравнительно немного. Остальные же участвуют в процессе взаимодействия узлов коммутации.
Достаточно проблем с механической частью каждого контакта. Здесь и токонепроводящая пленка, и разрегулировка реле, и усталость металла, и охрупчивание пластмассы. На работу реле влияет температурно-влажностный режим, газовый состав воздуха и наличие в нем некоторых специфических примесей. Стоит случиться даже малейшему затору — и в дело вступает так называемый «релейно-лавинный закон».

За рулем без тормозов

Представим для простоты, что между разными АТС проложен пучок из 10 соединительных линий (на самом деле их сотни). 10 абонентов набрали нужный номер — все в порядке. Затем набрал 11-й. В ответ он получит зуммер «занято». Попытался пробиться еще один пользователь — тот же результат. И следующий получит то же самое. Вот тогда человек в раздражении начинает крутить диск или давить на кнопки раз за разом, пытаясь прорвать «завесу» отказов. А приводит это к тому, что пучок «затыкается», система оказывается не в состоянии разобраться с лавиной наборов.

Режим ждущий, режим активный

Но невелика была бы цена специалистам УТЭТ, если бы они, сознавая сложность организации Сети и ее почтенный возраст, только сетовали бы на проблемы.
Есть в технике такие термины: ждущий и активный режимы работы оборудования. В первом случае оборудование готово к работе, но временно не работает — ждет вызова. Во втором — выполняет свои функции.
Оба эти режима нужны. Один в аварийных и нештатных ситуациях. Другой — для постоянной ежедневной работы эксплуатационного персонала, в ходе которой не принято ждать отказов в работе связей. Эксплуатационные службы постоянно проводят профилактические работы на оборудовании, проверку качества каналов направлений связи и установления соединений.
В АО МГТС существует три уровня контроля качества. Первый касается внутристанционной связи. То есть каждый день на каждой АТС выполняются контрольные наборы с каждой сотенной группы номеров. Каждый день — тысяча наборов. Затем проверяется качество выходов от АТС на сеть путем установления соединений между АТС одного телефонного узла. Этот вид наборов проводится еженедельно. Причем эти наборы проводятся для каждой АТС в разные периоды времени, как в час пик, так и в часы наименьшей нагрузки.
Наибольшую сложность представляет проверка межстанционных соединений в масштабе всей Сети. В результате ежеквартально проводится 600-700 тысяч контрольных вызовов между разными АТС. Ну, а если в результате проверок количество отказов в соединении превышает пять процентов, то в течение текущего квартала инженеры АТС, Центров технической эксплуатации телефонных узлов и УТЭТ будут доводить это направление связи до нормы. Если же ПОС «зашкаливает» за 10 процентов, то работы по выяснению и устранению причин непрохождения связи проводятся в тот же день. В ход идут специальные технологии, позволяющие «удерживать шнур» и определять место повреждения. И результат, как говорится, налицо. Эксплуатационники постоянно поддерживают станционное оборудование АО МГТС на нормативном уровне.
Конечно, не все зависит только от бесперебойной работы станционного оборудования. Так, только за второй квартал было зафиксировано 1144 аварийных направления связи (с потерей 50 и более процентов) из-за аварий на 281 кабеле СЛ. Основная причина кабельных аварий — повреждения при раскопках сторонними организациями и старение кабелей. И здесь работы предстоит еще немало.
— Впрочем, — считает Е. В. Мейер, — работы достаточно и у нас. Но мы надеемся, что и в будущем сможем справиться со сложностями. Опыт у нас есть.

Аркадий Володин

В ЧАСЫ ДОСУГА:

Ловись, рыбка большая и малая!

Рыбалка — занятие очень древнее. Но и сейчас, в наш век научно-технического прогресса, не перевелись еще романтики, которые готовы пожертвовать домашним уютом и комфортом и встретить рассвет с удочкой на берегу озера или реки. Им не страшны ни дождь, ни мороз, ни жара, для них нет ничего прекраснее утреннего солнца, запаха дыма костра и ухи. Впрочем, вот рассказ о рыбалке специалиста с большим стажем — инженера ЗмТУ Анатолия Петровича Трифонова.

— Для меня лучший отдых — посидеть с удочкой на берегу озера. После жаркой и насыщенной выхлопными газами Москвы это такая отдушина, такое восстановление сил! Удовольствия просто море.
— И давно вы полюбили удочки и водоемы?
— Очень давно. Помню, когда учился в 14-м ПТУ связи, у нас подобралась своя команда. Как-то раз мы поехали на Истринское водохранилище и наловили там много рыбы.
— Крупная была рыба?
Анатолий Петрович развел руки, показав величину рыбы так, как показывают все рыбаки. И, засмеявшись, продолжил:
— Хорошая была рыба. С тех пор мы подружились и по сей день вместе — и работаем, и рыбачим. Это электромонтеры Владимир Анисимов и Евгений Лисицын — все это одна команда, которая постоянно пополняется. В нашем цеху каждый второй — рыбак, и на День рождения мы дарим им рыболовные снасти. Всей нашей группой мы выезжаем на рыбалку летом и зимой. Летом, правда, реже: дачный сезон, поэтому ездим только в отпуск. А зимой — каждый выходной.
— Не холодно в морозы-то?
— Бывает...
— Наверное, берете что-то согревающее?
— В молодости, когда ездили на электричках с рюкзаками — брали. А сейчас многие за рулем. Уже все по-другому. Едем, чтобы отдохнуть, подышать здоровым воздухом, набраться сил на рабочую неделю. Знаете, как прочищаются легкие? Особенно зимой. Сидишь, так приятно. «Мороз и солнце! День чудесный!»
— Рыбалка — чисто мужское увлечение?
— Что вы, и женщины любят посидеть с удочкой. Вот, например, с нами всегда ездит жена Владимира Анисимова. И довольно успешно ловит!
— А знаете, аристократка и англоманка Евфимия Рябушинская, о которой в свете говорили как о самой экстравагантной женщине с умопомрачительными нарядами и прическами, увлекалась в начале XX столетия рыбной ловлей. Эта женщина блистала как на светских балах, так и на озере с удочкой.
— А сейчас этим никого не удивишь. Многие женщины разбираются в рыбной ловле не хуже мужчин.
— Рыбачите в определенных местах?
— Мы предпочитаем Можайское водохранилище. Там клюет лещ, окунь. А вот недавно вернулся из отпуска, был в Карелии. Мы жили в одном доме 10 дней. Это удивительно красивые места. Богатый край — много ягод, грибов и рыбы. Правда, рыба мелкая, но много. Привезли сушеную рыбку, угостили ребят на работе. Они уже знают, что мы всегда что-нибудь привозим с рыбалки, и ждут нас.
— А если возвращаетесь пустые, как выходите из положения?
— Сваливаем на погоду. Дождливую или пасмурную.
— Ловите удочками?
— И удочками, и спиннингами.
— А на какую наживку?
— На мотыля, на червяка. Но главное — это правильно поплевать на червячка.
— А есть ли у вас какая-то примета?
— Хотите верьте, хотите нет, но если по дороге на рыбалку нам встречается инвалид, и не дай Бог он с тобой заговорит, удачи не жди. Эта примета действует с давних лет.
— У каждого рыбака, как и у каждого охотника, есть своя байка, которую он рассказывает друзьям. Есть ли у вас такая «заготовка»?
— Безусловно. Поймаешь большую рыбу — руки трясутся. И сразу же история возникает. А если крупная рыба в последний момент сорвалась, то потом столько раз вспоминаешь и рассказываешь!
— Когда сидите с удочкой, наверное, приговариваете: ловись, рыбка... или что-то в этом роде?
— Про себя, конечно, говорю: «Ну, давай, давай!»
 — Мечта рыболова?
— Поймать такую рыбу, которую никто еще не ловил. Об этом мечтает каждый рыбак. Но мы не расстраиваемся, даже если ничего и не поймаем. Потому что главное — это не результат, а процесс. Мы отдыхаем, любуемся природой, слушаем пение птиц, встречаем рассвет, а это так здорово!

Татьяна Калмыкова

15 Августа 2001