Справочной службе МГТС — 75 лет

Номер «09» известен всем и каждому

Юбилей отмечает справочная служба Московской городской телефонной сети — известной всем абонентам «справочной 09» исполняется 75 лет.

Официальном пресс-релизе МГТС напоминает, что в октябре 1932 года на сети были установлены первые автоматические АТС. Если раньше абоненты говорили барышням-телефонисткам «Справочная контора», или «Скорая», или «Милиция», и те вручную соединяли с необходимым номером, то с осени 1932 года абоненты сами должны были набирать определенные цифры. Номер 09 был закреплен за справочной службой. Кстати, многие телефонистки после исчезновения ручных телефонных станций стали работать операторами в этой службе.

До 1960 года служба располагалась в здании Центральной телефонной станции в Милютинском переулке, д. 5. Вся информация была записана на бумажных носителях — карточках. Сотрудницы справочной службы наклеивали на картонки отпечатанные в типографии карточки и располагали их по картотечным ящикам. «Лучшим другом» телефонисток были карандаш и ластик, которыми они писали на карточках и правили меняющиеся данные. Перед каждой девушкой стоял ящик с картотекой, поделенной на 14 разделов: «кредитно-финансовый», «судебно-правовой», «правительственные учреждения», «здравоохранение» и др. При поступлении запроса телефонистка находила в нужном разделе карточку, доставала ее и читала звонящему телефон.

В те времена операторам запрещалось учить наизусть телефоны и адреса организаций — информация постоянно обновлялась, и можно было ошибочно продиктовать пользователю «по памяти» неправильный номер. По архивным данным, на 1 января 1941 года в справочной службе работало 114 телефонисток.

В 1960 году справочная служба переезжает из помещения Центральной телефонной станции в здание АТС К7 на Покровском бульваре и монтируется заново. В состав оборудования справочной службы входит 101 рабочий стол «А» для выдачи справок по телефонам учреждений и организаций и 11 столов «Б» для справок о квартирных телефонах. Каждый рабочий стол имел индивидуальную картотеку, содержащую 55 тыс. различных справок для столов «А» и 450 тыс. справок для столов «Б».

Из общго количества справок, выдаваемых в сутки, 90% приходилось на столы «А». В 60-е годы наибольшее число справок выдавалось по разделам «Транспорт и связь», «Лечебно-санитарные учреждения», «Торговые организации», «Зрелищные и культурно-просветительные организации». По этому последнему разделу и по «Транспорту и связи» в выходные дни запросы существенно увеличивались. Тогда, как и сегодня, справочно-информационная база постоянно обновлялась, и в нее вносилось до 600 изменений ежедневно.

В 60-70-е годы ХХ века, когда начался бурный рост Москвы и многие семьи переезжали на другое место жительства, самым популярным был запрос о новом адресе «съехавшего» абонента. Тогда на запросы жителей Москвы отвечали 300 операторов. В 60-е годы в год выдавалось 29 млн. справок (ежедневно — 82 тыс.), а в 70-е — 34 млн (ежедневно — около 100 тыс.).

В начале 70-х годов на помощь пришел технический прогресс — появились просмотровые аппараты французской фирмы «Минокс», на экраны которых проецировали увеличенные в 28 раз пленки-микрофотокарты. Правда, информацию было нелегко читать и уже невозможно исправить. И все же качество обслуживания абонентов существенно увеличилось: число отказов, то есть информации, на которую абонент не получил ответа, заметно снизилось — в 3 раза.

В 1973 году — новый переезд, теперь уже на Проспект Калинина, д. 22 (сейчас это Новый Арбат, д. 2). Через год на справочно-сервисном узле была организована специальная служба «Сервис», к которой были подключены платные таксофоны. Служба выдавала данные самого разного содержания: при наборе 002, 003, 004 и 005 можно было получить не только информацию об адресах и телефонах, но и о забытых в транспорте вещах, утерянных документах, заблудившихся детях, дежурных магазинах, результатах тиражей «Спортлото».

В конце 80-х годов на помощь операторам пришли компьютеры. Специалисты МГТС приступили к разработке автоматизированной системы справочной службы 09. Внедрение этой программы предусматривало переоснащение рабочих мест и реорганизацию работы всей службы. Но в начале этого процесса в единую автоматизированную систему были объединены только 6 рабочих мест, остальные операторы работали по старинке. При этом услуги 09 пользовались большой популярностью, и число звонков доходило до 190 тыс. в сутки. На запросы абонентов отвечали около 500 операторов.

Только в начале 90-х, когда появилась возможность закупить компьютеры за рубежом, проблема обеспечения рабочих мест автоматизированными ЭВМ была решена. Тогда же специалисты МГТС завершили разработку автоматической справочной системы. Появилась возможность быстрого доступа к информационным ресурсам объемных баз данных, что значительно расширило сферу услуг справочной службы и увеличило скорость обслуживания абонентов. Однако большая часть справок оставалась бесплатной.

В 1994 году в связи с изменением социально-экономических условий в стране и возникновением спроса на дополнительное информационное обслуживание МГТС организовала на основе 09 платные справочные службы, предоставляющие доступ к различным услугам и более широкому объему информации. При этом под каждое направление был выделен отдельный номер (например, «05-3» — для справок по лекарствам в аптеках Москвы, любой информации о медучреждениях и ветеринарных клиниках).

История справочно-сервисной службы 009 началась 3 декабря 2004 года, когда МГТС ввела единый номер 009 для предоставления платных справок. Таким образом, телефон 009 включил в себя справки по номерам 05-0, 05-3 и 05-9.

2004 год вообще стал годом больших событий для справочно-сервисной службы. В октябре МГТС вступила в европейскую ассоциацию справочных служб EIDQ (Association for the European Interworking of Directory Inquiry Services), и операторы службы «009» получили возможность предоставлять пользователям информацию об абонентах 23 стран мира — физических и юридических лицах. До сих пор компания остается единственным российским участником этой ассоциации.

В 2005 году работа бесплатной службы существенно изменилась: МГТС модернизировала автоинформатор, который работает на номере 09 в нерабочие часы телефонисток. Теперь система «Автоматический оператор» работает с 21:00 до 9:00 в будни, а также круглосуточно в выходные и праздничные дни. Система отвечает на звонок и предлагает абоненту выбрать способ получения информации: нажатием клавиш тонового набора или произнесением ключевых слов. Современные технологии распознавания речи позволяют абонентам оперативно получить любой из 2 тысяч телефонных номеров социально важных организаций.

Сегодня за справками 09 в месяц обращаются примерно 550 тыс. раз, за справками 009 — около 400 тыс. раз. Пользователей 09 и 009 обслуживают около 320 операторов.

С 1 января 2006 года служба 09 также предоставляет информацию о телефонах абонентов ОАО МГТС по абонентским данным: для получения информации об организации необходимо сообщить наименование организации и адрес установки телефона, для получения информации об абоненте-гражданине необходимо назвать фамилию, имя, отчество и адрес. Сведения об абоненте-гражданине предоставляются только с его письменного согласия.

Доступ к услугам служб 009 и 09 имеют не только абоненты МГТС, но и абоненты присоединенных операторов (тех, кто заключил с МГТС договор о возможности доступа их абонентов к справочной службе МГТС). В числе присоединенных операторов — основные операторы фиксированной и мобильной связи, действующие на территории Москвы. В последнее время отмечается значительный рост интереса к услугам службы 009 со стороны пользователей крупнейших операторов мобильной связи во всех регионах России — количество запросов мобильных пользователей достигает 50%.

База 009 является на сегодняшний день самой большой и постоянно актуализируемой в России. Каждый день в нее вносится более 8 тысяч обновлений. 13,5% абонентов звонят с целью заказа сервисных услуг, которых служба предоставляет более 650-ти. Служба 009 объединила три направления информационно-сервисных услуг. Первое направление работы службы 009 — справочное, любой пользователь может использовать этот номер для выяснения адресов и телефонов магазинов, клубов, служб, компаний и т. п. Второе направление, по которому работает служба 009 и которое развивается наиболее активно, — предоставление сервисных услуг. Пользователь может заказывать билеты, столик в ресторане, узнавать расписание сеансов в кинотеатре, расписание отправления и прибытия поездов самолетов, автобусов, узнать о работе такси и много другое. Третье направление, самое интересное для бизнес-ориентированных абонентов, — предоставление консалтинговых услуг. Служба 009 совместно со своими партнерами предоставляет консультации по самым разным направлениям: от помощи по юридическим вопросам до консультаций по стилю и модной одежде.

Особый отдел 009 — это экспертная группа. Операторы ищут информацию по самым невероятным вопросам абонентов. Например: «Может ли пешка ходить через битое поле?», «Когда в России отменили крепостное право?», «Что строится при въезде в Красногорск?», «Что значит „брутальный мужчина“?», «На какое максимальное время можно задержать дыхание под водой?», «Сколько весит сердце кита?», «Что такое доля ангела?».

МГТС является единственным российским участником европейской ассоциации справочных служб EIDQ и имеет доступ к базам данных 23 стран, входящих в Ассоциацию, — сообщает пресс-служба Московской городской телефонной станции.

18 Октября 2007