Будущее телефонной связи

В: А теперь о другом, но тоже весьма важном, о будущем телефонной связи без которой сегодня мы себя просто не мыслим. Ровно 125 лет тому назад 13 июля 1882 года в Москве начала работать первая телефонная станция. Она размещалась в доме № 6 на Кузнецком мосту. Причем, абонентов в июле 1882 года сначала было всего 26.

Историю и планы на будущее московской телефонной сети изучала Эллина Зубарева.

КОР: Люди не могут не общаться. Здесь это особенно понимаешь. Шум на телефонной станции не умолкает ни днем, ни ночью. Никаких социологических опросов не нужно. Деловую активность населения связисты вам определят за секунду.

МИХАИЛ ЧУРАКОВ (управляющий Севастопольского телефонного узла ОАО МГТС): Сейчас не высокая. Лето, отпуск, но будний день. послеобеденное время. Поэтому такой вот фон нормальный для этого времени года и для этого времени суток. А по праздникам, еще раз могу повторить, тут вот видите, есть на ряду красные лампы, они иногда зажигаются просто от перегрузки.

КОР: Но сейчас все же легко и просто. А вот 125 лет назад, когда все только начиналось, телефон был роскошью даже для богатых. Абонентская плата составляла 250 царских рублей в год, огромные деньги. Роскошная шуба стоила тогда 85 рублей. при этом с самим телефоном еще приходилось помучиться. Это удовольствие весило под 10 кг. и было ужасно неудобный.

НАТАЛЬЯ ДОНСКАЯ (сотрудник музея истории Московских городских телефонных сетей): Он тяжелый и неудобный. Одновременно вот так вот держали. А потом придумали телефонную трубку, микрофон и наушник, вот они живут на одной ручке. Так как нам привычно до сих пор. Вот эта ручка, которую придумал Ларс Магнус Эриксон, чтобы облегчить жизнь абонентов, была сделана из ручки для швабры.

КОР: В телефонисты сначала брали только мужчин, но работа была нервной, и мужчины показали свою профнепригодность. Они постоянно ругались с абонентами и друг с другом. Так на телефонных станциях появились боле выдержанные барышни.

Первые телефонные барышни проходили очень жесткий отбор. На работу брали только высоких, не ниже 1.65. По тем временам довольно-таки высокий рост. Для чего нужно было быть высокой, чтобы без труда дотягиваться до самых верхних ячеек. На работу брали только молодых девушек от 18 до 25 лет и незамужних, чтобы лишние мысли не отвлекали от работы. Как только девушка выходила замуж, ее тут же увольняли. Поэтому девушке нужно было серьезно продумать этот шаг, шаг замужества. Ведь она теряла многое — 30 рублей в месяц. По тем временам достаточно большие деньги. Квалифицированный рабочий получал 12 рублей, для сравнения.

На выставке в Политехническом музее вся история телефонной связи Москвы. 125 лет, что было и что будет. Первые телефоны исключительно черного цвета. А вот телефоны будущего — компьютер, телевизор, радио и телефон в одном флаконе.

АЛЕКСЕЙ ГОЛЬКОВ (генеральный директор ОАО МГТС): Я думаю, что и будущее всех проводных операторов это не только и не столько предоставление голосовой услуги, как целого спектра услуг развлекательных и доступа, неограниченного доступа к информации.

КОР: Хотя нередко абоненты развлекали себя сами. Один, два, три четыре, пять, шесть семь.

Жить с таким номером большое испытание, говорят связисты. Слишком многим интересно кто же возьмет трубку, если набрать семь цифр по порядку. А известный фильм «Вокзал для двоих» только подливает масла в огонь.

Кадры из фильма.

КОР: Каждый раз, когда показывают «Вокзал для двоих», телефон у счастливых обладателей этого номера просто разрывается.

МИХАИЛ ЧУРКОВ (управляющий Севастопольского телефонного узла ОАО МГТС): Мы обычно предупреждаем тех, кто хочет иметь этот номер, что не стоит этого делать, потому что вы просто устанете от этого. Не верят. Серьезно, не верят. Потом приходят и совершенно спокойно говорят — заберите назад.

КОР: Кстати, недавно этот номер снова освободился и ждет новую жертву. Скоро, как и многие другие номера, его переведут в цифровой формат, что обеспечит массу новых возможностей и лучшее качество связи. С МГТС обещают, через несколько лет все телефоны Москвы переведут на цифру, а спаренные телефоны станут всего лишь страшным сном.

Но претензии к МГТС у абонентов все же есть. И не одна. Например, почему за распечаткой телефонных звонков берут деньги и что это за путаница со счетами? Например, одному абоненту может прийти сразу два счета за телефонные переговоры.

ДЕНИС ЛОБАНОВ (заместитель генерального директора ОАО МГТС): Нет ни одного оператора связи в Москве, который бы выставлял счета в таком количестве как мы. Естественно, могут быть и сбои. Или приходит к нам, например, информация — в данный подъезд счета не доставлены. Не знаем по какой причине. Какие наши первые действия? Перевыставить счета, чтобы абоненты их получили. Это не значит, что дважды надо заплатить. Просто мы гарантированно доставляем счета. Потом начинаем разбираться, почему счета не доставлены.

КОР: На рынке проводной связи Москвы более четырехсот компаний. Но московская городская телефонная сеть считается монополистом. Обслуживает 98% москвичей. Серьезный конкурент появился лишь в 90-х. Мобильник. Сегодня в Москве на 100 человек приходится уже 150 мобильных телефонов. Некоторые эксперты предрекают проводной телефонии скорую смерть. Но связисты уверены — обычный домашний телефон не уйдет в прошлое.

АЛЕКСЕЙ ГОЛЬЦОВ (генеральный директор ОАО МГТС): Возможности мобильной связи, они в первую очередь, наверное, полезны для бизнеса, для оперативных переговоров. А услуги проводной связи, они больше предназначены, наверное, для нормального, спокойного, человеческого общения. Поэтому я думаю, что вот эта потребность, она не исчезнет никогда. И я думаю, что эта услуга, она всегда будет востребована.

14 Июля 2007