История справочной службы 09 — от карандаша и ластика к высоким технологиям

Дайте «Справочную контору»

Справочная служба 09 Московской городской телефонной сети появилась 75 лет назад, в октябре 1932 года. Именно тогда на сети были установлены первые автоматические АТС. Если раньше абоненты говорили барышням-телефонисткам «Справочная контора», или «Скорая», или «Милиция», и те вручную соединяли с необходимым номером, то с осени 1932 года абоненты сами должны были набирать определенные цифры. Номер 09 был закреплен за справочной службой. Кстати, многие телефонистки после исчезновения ручных телефонных станций стали работать операторами в этой службе.

Картонные справки

До 1960 года служба располагалась в здании Центральной телефонной станции в Милютинском переулке, д. 5. Вся информация была записана на бумажных носителях — карточках. Сотрудницы справочной службы наклеивали на картонки отпечатанные в типографии карточки и располагали их по картотечным ящикам. «Лучшим другом» телефонисток были карандаш и ластик, которыми они писали на карточках и правили меняющиеся данные. Перед каждой девушкой стоял ящик с картотекой, поделенной на 14 разделов: «кредитно-финансовый», «судебно-правовой», «правительственные учреждения», «здравоохранение» и др. При поступлении запроса телефонистка находила в нужном разделе карточку, доставала ее и читала звонящему телефон.

В те времена операторам запрещалось учить наизусть телефоны и адреса организаций — информация постоянно обновлялась, и можно было ошибочно продиктовать пользователю «по памяти» неправильный номер.

По архивным данным, на 1 января 1941 года в справочной службе работало 114 телефонисток.

60-70-е годы: самый важный вопрос — куда уехал сосед?

В 1960 году справочная служба переезжает из помещения Центральной телефонной станции в здание АТС К7 на Покровском бульваре и монтируется заново. В состав оборудования справочной службы входит 101 рабочий стол «А» для выдачи справок по телефонам учреждений и организаций и 11 столов «Б» для справок о квартирных телефонах. Каждый рабочий стол имел индивидуальную картотеку, содержащую 55 тыс. различных справок для столов «А» и 450 тыс. справок для столов «Б».

Из общего количества справок, выдаваемых в сутки, 90% приходилось на столы «А». В 60-е годы наибольшее число справок выдавалось по разделам «Транспорт и связь», «Лечебно-санитарные учреждения», «Торговые организации», «Зрелищные и культурно-просветительные организации». По этому последнему разделу и по «Транспорту и связи» в выходные дни запросы существенно увеличивались. Тогда, как и сегодня, справочно-информационная база постоянно обновлялась, и в нее вносилось до 600 изменений ежедневно.

В 60-70-е годы ХХ века, когда начался бурный рост Москвы и многие семьи переезжали на другое место жительства, самым популярным был запрос о новом адресе «съехавшего» абонента. Тогда на запросы жителей Москвы отвечали 300 операторов. В 60-е годы в год выдавалось 29 млн. справок (ежедневно — 82 тыс.), а в 70-е — 34 млн (ежедневно — около 100 тыс.).

В начале 70-х годов на помощь пришел технический прогресс — появились просмотровые аппараты французской фирмы «Минокс», на экраны которых проецировали увеличенные в 28 раз пленки-микрофотокарты. Правда, информацию было нелегко читать и уже невозможно исправить. И все же качество обслуживания абонентов существенно увеличилось: число отказов, то есть информации, на которую абонент не получил ответа, заметно снизилось — в 3 раза.

Первые платные справки

В 1973 году — новый переезд, теперь уже на Проспект Калинина, д. 22 (сейчас это Новый Арбат, д. 2). Через год на справочно-сервисном узле была организована специальная служба «Сервис», к которой были подключены платные таксофоны. Служба выдавала данные самого разного содержания: при наборе 002, 003, 004 и 005 можно было получить не только информацию об адресах и телефонах, но и о забытых в транспорте вещах, утерянных документах, заблудившихся детях, дежурных магазинах, результатах тиражей «Спортлото».

Компьютеры в помощь

В конце 80-х годов на помощь операторам пришли компьютеры. Специалисты МГТС приступили к разработке автоматизированной системы справочной службы 09. Внедрение этой программы предусматривало переоснащение рабочих мест и реорганизацию работы всей службы. Но в начале этого процесса в единую автоматизированную систему были объединены только 6 рабочих мест, остальные операторы работали по старинке. При этом услуги 09 пользовались большой популярностью, и число звонков доходило до 190 тыс. в сутки. На запросы абонентов отвечали около 500 операторов.

Только в начале 90-х, когда появилась возможность закупить компьютеры за рубежом, проблема обеспечения рабочих мест автоматизированными ЭВМ была решена. Тогда же специалисты МГТС завершили разработку автоматической справочной системы. Появилась возможность быстрого доступа к информационным ресурсам объемных баз данных, что значительно расширило сферу услуг справочной службы и увеличило скорость обслуживания абонентов. Однако большая часть справок оставалась бесплатной.

Новое время: 09 и 009

В 1994 году в связи с изменением социально-экономических условий в стране и возникновением спроса на дополнительное информационное обслуживание МГТС организовала на основе 09 платные справочные службы, предоставляющие доступ к различным услугам и более широкому объему информации. При этом под каждое направление был выделен отдельный номер (например, «05-3» — для справок по лекарствам в аптеках Москвы, любой информации о медучреждениях и ветеринарных клиниках).

История справочно-сервисной службы 009 началась 3 декабря 2004 года, когда МГТС ввела единый номер 009 для предоставления платных справок. Таким образом, телефон 009 включил в себя справки по номерам 05-0, 05-3 и 05-9.

2004 год вообще стал годом больших событий для справочно-сервисной службы. В октябре МГТС вступила в европейскую ассоциацию справочных служб EIDQ (Association for the European Interworking of Directory Inquiry Services), и операторы службы «009» получили возможность предоставлять пользователям информацию об абонентах 23 стран мира — физических и юридических лицах. До сих пор компания остается единственным российским участником этой ассоциации.

Справочно-сервисная служба МГТС сегодня

В 2005 году работа бесплатной службы существенно изменилась: МГТС модернизировала автоинформатор, который работает на номере 09 в нерабочие часы телефонисток. Теперь система «Автоматический оператор» работает с 21:00 до 9:00 в будни, а также круглосуточно в выходные и праздничные дни. Система отвечает на звонок и предлагает абоненту выбрать способ получения информации: нажатием клавиш тонового набора или произнесением ключевых слов. Современные технологии распознавания речи позволяют абонентам оперативно получить любой из 2 тысяч телефонных номеров социально важных организаций.

Сегодня за справками 09 в месяц обращаются примерно 550 тыс. раз, за справками 009 — около 400 тыс. раз. Пользователей 09 и 009 обслуживают около 320 операторов.

С 1 января 2006 года служба 09 также предоставляет информацию о телефонах абонентов ОАО МГТС по абонентским данным: для получения информации об организации необходимо сообщить наименование организации и адрес установки телефона, для получения информации об абоненте-гражданине необходимо назвать фамилию, имя, отчество и адрес. Сведения об абоненте-гражданине предоставляются только с его письменного согласия.

Доступ к услугам служб 009 и 09 имеют не только абоненты МГТС, но и абоненты присоединенных операторов (тех, кто заключил с МГТС договор о возможности доступа их абонентов к справочной службе МГТС). В числе присоединенных операторов — основные операторы фиксированной и мобильной связи, действующие на территории Москвы. В последнее время отмечается значительный рост интереса к услугам службы 009 со стороны пользователей крупнейших операторов мобильной связи во всех регионах России — количество запросов мобильных пользователей достигает 50%.

База 009 является на сегодняшний день самой большой и постоянно актуализируемой в России. Каждый день в нее вносится более 8 тысяч обновлений. 13,5% абонентов звонят с целью заказа сервисных услуг, которых служба предоставляет более 650-ти. Служба 009 объединила три направления информационно-сервисных услуг. Первое направление работы службы 009 — справочное, любой пользователь может использовать этот номер для выяснения адресов и телефонов магазинов, клубов, служб, компаний и т. п. Второе направление, по которому работает служба 009 и которое развивается наиболее активно, — предоставление сервисных услуг. Пользователь может заказывать билеты, столик в ресторане, узнавать расписание сеансов в кинотеатре, расписание отправления и прибытия поездов самолетов, автобусов, узнать о работе такси и много другое. Третье направление, самое интересное для бизнес-ориентированных абонентов, — предоставление консалтинговых услуг. Служба 009 совместно со своими партнерами предоставляет консультации по самым разным направлениям: от помощи по юридическим вопросам до консультаций по стилю и модной одежде.

Особый отдел 009 — это экспертная группа. Операторы ищут информацию по самым невероятным вопросам абонентов. Например: «Может ли пешка ходить через битое поле?», «Когда в России отменили крепостное право?», «Что строится при въезде в Красногорск?», «Что значит „брутальный мужчина“?», «На какое максимальное время можно задержать дыхание под водой?», «Сколько весит сердце кита?», «Что такое доля ангела?».

17 Октября 2007