АЛЕКСЕЙ ГОЛЬЦОВ: "ОШИБКИ БЫЛИ НЕИЗБЕЖНЫ"

1 Алексей Валентинович, почему акционеры проигнорировали решение суда?*
 — Мы считаем, что решения, которые были приняты акционерами на последнем и на прошлогодних собраниях акционеров (о невыплате дивидендов за 2005 год — «Ф.»), правильные и легитимные. Мы уже подали апелляцию в Арбитражный суд Москвы, который удовлетворил иск одного из миноритариев. Большая часть прибыли в 2005 году была бумажной за счет переоценки активов. К тому же МГТС в 2006 году продолжила процесс масштабной реконструкции сети, для которой требовались значительные средства. В 2006-м компания получила реальную прибыль, и дивиденды будут выплачены.


2 Но судебная шумиха вокруг компании вредит ее репутации...
— Я считаю это вполне нормальным цивилизованным методом решения спорных вопросов. Каждый из наших акционеров имеет право высказать свое мнение, в том числе в судебном порядке. Если суд установит, что компании необходимо выплатить дивиденды, мы это сделаем после соответствующего решения акционеров.


3 Прибыль МГТС по GAAP в 2006-м снизилась на 22% -аналитики считают, что это тоже негативно влияет на имидж компании...
— Я не слышал, чтобы аналитики были сильно недовольны данным обстоятельством, так как они прекрасно знали — после покупки дочерней компанией МГТС 7,7% акций «Связьинвеста» Леониду Блаватнику (бывшему совладельцу холдинга -"Ф.«) был предоставлен опцион на покупку и продажу 11% «Комстара-ОТС». Акции компании выросли, а поскольку стоимость опциона была включена в цену приобретения бумаг холдинга, наша прибыль снизилась. Без учета данного опциона чистая прибыль компании по GAAP выросла по сравнению с предыдущим годом на 15%.


4 До какого времени Леонид Блаватник должен принять решение?
— Опцион колл действителен до конца 2007 года, после этого господин Блаватник еще в течение 2 лет может продавать акции по фиксированной цене.


5 Как увеличилась выручка компании от введения платы за звонки со стационарного на мобильный?
— Безусловно, доходы от введения принципа «Платит звонящий» — это $32,9 млн, оказали влияние на рост выручки в 2006 году. При этом должен сказать, что отчисления операторам сотовой связи достигли $23,37 млн. Из 1,5 рублей, которые абоненты МГТС платят за минуту разговора со стационарного телефона на мобильный, нам остается около 32 копеек. Для компании эта услуга является низкомаржинальной.


6 МГТС будет поднимать вопрос об увеличении поступлений?
— Мы не планируем поднимать вопрос об увеличении платы, поскольку в этом случае часть затрат неизбежно ляжет на конечного пользователя, что, в свою очередь, может привести к перетеканию трафика с фиксированных сетей на мобильные.


7 Прошло несколько месяцев с момента внедрения новой системы оплаты — можно оценить ее результаты?
— Основной итог заключается в том, что уже не большинство, а практически все наши абоненты поняли суть проведенной реформы и могут воспользоваться теми возможностями, которые она предоставляет. К 10 марта, когда закончился срок выбора тарифных планов, 53% абонентов выбрали безлимитный тариф, где-то 25% — повременный, оставшиеся — комбинированный. За последующие месяцы колебания составляли не более процента, то есть распределение осталось практически таким же. Возможно, в период отпусков какая-то часть пользователей перетечет с безлимитного и комбинированного тарифов на повременный, но есть основания полагать, что к осени ситуация вернется к сегодняшней.


8 В процессе введения «повременки» многие абоненты были недовольны счетами, которые им выставлялись...
— МГТС обслуживает более 4,3 млн абонентов, и претензии с их стороны периодически возникают. Это нормальная рабочая ситуация. Недовольство и претензии могут возникать у потребителей в любой сфере услуг. Весь вопрос в том, насколько хорошо справляется с такой проблемой компания. После введения новой системы оплаты сложилась форс-мажорная ситуация. Количество выставляемых нами счетов выросло в несколько раз. Ошибки были неизбежны. Причина значительной части рекламаций была связана не только с нашей работой по выставлению счетов, но и с ошибками самих абонентов, которые не всегда корректно делали выбор тарифного плана. Были ошибки и у операционистов Сбербанка, которые принимали платежи, и у работников Почты России, осуществлявших рассылку уведомлений и счетов, Пропускная способность абонентского зала МГТС составляет 350-400 человек в день, а у нас 3,6 миллиона абонентов-граждан — очереди были неотвратимы. Мы дополнительно выделили специалистов для проведения разъяснительной работы, организовали горячую линию по приему претензий, и буквально через 20 дней большой приток абонентов спал. Уже в апреле очередей на телефонных узлах не стало. В мае мы вернулись к нормальной работе, и сегодня ситуация полностью нормализовалась. Количество претензий вернулось на тот уровень, который был до введения новых тарифных планов.

9 Куда были направлены доходы, полученные от «повременки»?
— Значительные инвестиции мы направляем на развитие компании и на реконструкцию сети. В течение последних 2-3 лет мы ежегодно вводим более полумиллиона новых цифровых номеров. В прошлом году перевели на «цифру» около 540 тысяч номеров, в этом году — 630 тысяч, и пока не собираемся эти темпы снижать. В 2006-м капитальные вложения составили около $230 млн — около половины этих средств было направлено на реконструкцию сети.

10 При переходе на «цифру» часть старых АТС освобождается, что с ними будет?
— Действительно, при модернизации значительная часть технических площадей, в частности помещений АТС, высвобождается. Сокращение объектов произойдет практически вдвое: сегодня у нас около 200 зданий, и примерно половина из них будет реконструирована. Для каждого объекта предусмотрен свой персональный проект, в соответствии с которым он может быть либо снесен, либо перестроен под офисы, гостиницы или жилье. Девелоперские услуги по этому проекту предоставляет компания «Система-Галс» (как и МГТС, входит в АФК «Система» — «Ф.»).

11 Сколько АТС будет перестроено под жилье?
— Трудно сказать. Сейчас по более чем 50 объектам ведутся пред-проектные изыскания. Вы же понимаете, в Москве достаточно непросто обеспечить все условия строительства, причем в разных частях города появляются проблемы, связанные с расположением, энергообеспечением, подземной инфраструктурой. Поэтому, как я сказал, для каждого здания выполняется свой проект. Готовых, которые были бы полностью согласованы со всеми городскими службами, пока немного.

12 Но ведь у АТС все есть — вода, газ, электричество?
— Под новые здания могут предъявляться совершенно иные требования, чем под технологические объекты. Кроме того, предполагается, что при реконструкции существующих зданий их площадь будет значительно увеличена. Поэтому, естественно, имеющихся ресурсов будет явно недостаточно.

13 Что будет с персоналом освобождаемых станций?
— В течение последних двух лет численность персонала МГТС сократилась с 20 тысяч до 16 тысяч человек, что в первую очередь связано с проводимой реконструкцией. Дело в том, что обслуживание цифрового оборудования, которое устанавливается на телефонных узлах, не требует такого количества персонала, как обслуживание аналоговых АТС. Поэтому часть сотрудников направляется на другие участки работы, кто-то уходит на пенсию, кому-то подыскивается новое место работы, в том числе и в структурах АФК «Система». Кроме того, работа с высокотехнологичным оборудованием требует достаточно высокого квалификационного уровня, поэтому часть специалистов мы отправляем на переобучение.

14 У вас достаточно сильная социальная база — санатории, детские лагеря. Не слишком ли это большое обременение?
— У нас есть базы отдыха на Черноморском побережье и в Подмосковье, и МГТС пока не собирается от них отказываться. Мы предоставляем нашим работникам возможность купить путевки по льготной цене, хотя уже значительно сократили свои субсидии, и эти сокращения в дальнейшем продолжатся. Я считаю, что МГТС должна дать сотрудникам компании возможность зарабатывать достаточно средств, чтобы можно было оплачивать ту же самую путевку по ее реальной стоимости, или же самостоятельно выбирать места отдыха. Мы подготовили систему мотивации персонала, которая может быть введена к концу года.

15 На кого рассчитана система мотивации?
— На всех работников МГТС. Сейчас формируется перечень ключевых показателей эффективности (KPI), при достижении которых будет предусмотрена дополнительная оплата. Для менеджмента высшего и среднего звена бонусы будут зависеть и от финансовых результатов компании, и от персональных показателей управленцев. Для остальных сотрудников бонусы будут рассчитываться, в первую очередь, исходя из их личных достижений, и в меньшей степени будут зависеть от финансовых результатов МГТС.

16 Установлен ли максимальный предел бонусов и когда он будет выплачиваться?
— Для разных категорий работников по-разному: кто-то может получить бонусы по итогам года, кто-то — ежеквартально. Более определенно можно будет говорить после согласования системы.
— В 2006 году миноритарии подали 11 исков в Арбитражный суд Москвы с требованием отменить решение собрания акционеров о невыплате дивидендов по итогам 2005-го. Иски и апелляции были отклонены, но Федеральный арбитражный суд (ФАС) Московского района удовлетворил кассационные жалобы. В марте этого года ФАС вернул иск миноритария Ирины Улановской на пересмотр, а в мае Арбитражный суд своим решением обязал МГТС выплатить по привилегированным акциям 10% прибыли (880 млн рублей).

***
Эндшпиль

17 Москва перешла на новый код 495, не так давно появился 499. Будут ли еще?
— Пока нет, я думаю, этого ресурса нумерации столице хватит на долгие годы. При реконструкции станций 495 код меняется на 499, и через два-три года практически три четверти абонентов МГТС будут иметь номера в коде 499. Перевод абонентов из кода 495 на 499 происходит с максимальным сохранением самого номера.

18 Несправедливо, когда абоненты 495 при звонках набирают семь цифр, а 499 ?11.
— К 2012 году на всех сетях будет введена десятизначная нумерация. При установлении местного соединения абоненты будут набирать 10 цифр. Придется привыкнуть. Во всех крупных городах мира люди давно набирают 10 цифр. Вы сейчас на мобильнике почти столько же набираете, и ничего.

19 В мобильниках гораздо больше функций, чем у обычных телефонов...
— Думаю, через год-два уже не останется стационарных телефонов, на которых не будут предусмотрены абсолютно те же самые функции, что и в мобильниках.

***
Факты
Алексей Гольцов родился в 1965 году. Окончил Московский электротехнический институт связи и Высшую школу бизнеса и менеджмента при Международном университете Москвы. В МГТС пришел работать в 1987 году после института. Занимал ряд должностей на Тушинском телефонном узле и в Управлении технической эксплуатации телекоммуникаций. В 2003-м стал заместителем гендиректора МГТС, в 2005-м — гендиректором.

Фото:
— Алексей Гольцов: «Каждый из наших акционеров имеет право высказать свое мнение, в том числе в судебном порядке. Если суд установит, что компании необходимо выплатить дивиденды, мы это сделаем после соответствующего решения акционеров!»

02 Июля 2007