Эффект РЕФОРМЫ

Публикация выступления Заместителя генерального директора по коммерческой деятельности ОАО МГТС Дениса Лобанова на третьей ежегодной конференции «Фиксированная Связь».

Шоковая терапия
Первая реакция абонентов фиксированной связи на введение в июле 2006 г. принципа СРР — «платит звонящий» — это шок. Они абсолютно не понимали, почему они должны платить за входящие звонки сотовым операторам: раньше-то такие звонки были бесплатными. В июле, когда в счетах абонентов появились новые графы — отчет о внутризоновых соединениях, на МГТС обрушился вал негативных эмоций со стороны абонентов. А вот понимание того, что они же в качестве абонентов сотовой связи могут теперь не платить за входящие звонки, пришло уже позже. И напряжение спало.

Сегодня мы можем подводить первые итоги. Через два месяца после введения принципа СРР трафик, генерируемый абонентами МГТС на номера сотовых операторов, вырос примерно на 30 %. После этого его рост стабилизировался на уровне 10 % в месяц. Однако напрямую связывать такую динамику с переходом на тарификацию звонков на сотовые телефоны нельзя: на трафик оказывает влияние сезонность, и в каждом месяце можно наблюдать определенные флуктуации. Поясню на примере: с сентября трафик обычно растет, так как москвичи возвращаются из отпусков. Потом начинаются праздники, сопровождающиеся звонками друзьям и близким, и только к лету объемы трафика на сотовые телефоны снова снижаются. Объемы такого трафика также зависят от маркетинговой политики сотовиков, которые в последнее время сосредоточились на стимулировании звонков внутри своих сетей.

Со своей стороны мы тоже испытали шок, увидев, позвонили сотрудники клиентских служб МГТС, чтобы узнать, не произошло ли какой-нибудь досадной ошибки, абоненты еще спрашивали, не остались ли они в должниках, и выражали большую радость по поводу того, что им удалось сэкономить на сотовой связи.

Цена коннекта
Мало кто ожидал, что регулятор решится на такой сильный ход — введение единой цены на оплату исходящих звонков с фиксированной сети на сотовые телефоны практически по всей территории России. Я помню, сколько было сломано копий по этому поводу, каждый оператор пытался обосновать себестоимость своих услуг, доказать, что ему надо получать больше, но государство было твердо в своем решении и в результате практически по всей стране внутризоновый звонок с фиксированного телефона на сотовый обходится абоненту в 1, 5 руб. за минуту.

Из каких составляющих складывается такая цена? Четыре пятых всего объема звонков между фиксированными и сотовыми сетями приходится на физических лиц. Большинство абонентов оплачивает свои счета из расчета 1, 5 руб. за минуту, при этом МГТС несет определенные издержки по дебиторской задолженности. Дело в том, что абонента, не заплатившего за телефон, мы не можем, как сотовые операторы, быстро отключить от сети. В соответствии с законом МГТС может это сделать только через шесть месяцев, перед этим письменно уведомив абонента о предстоящем отключении.

что сумма затрат некоторых абонентов на внутризоновые соединения доходит до 18 000 руб. в месяц. Рекордом было 24 000 руб. Когда этим абонентам
 Из собранной суммы отчисляется НДС в размере 18 %, после чего из оставшихся 1, 23 руб. оператор фиксированной связи отдает сотовым операторам от 95 коп. до 1, 08 руб. в зависимости от метода транзита трафика. Оставшаяся сумма идет на покрытие издержек и на прибыль. По выручке эта услуга интересная, но низкомаржинальная, что подтвердит любой оператор фиксированной связи.

С другой стороны, за звонок от сотового оператора на фиксированную сеть оператор проводной связи -МГТС в нашем случае — получит максимум 32 коп. Сотовики платят нам меньше, чем мы им, ведь их тарифы не регулируются и зависят только от маркетинговой политики компаний. Как мне кажется, необходимо поставить вопрос о том, чтобы взаимные платежи сотовых и фиксированных операторов за интеркон-нект были сравнимы, а не отличались в три раза, касейчас: ведь операторы несут приблизительно одинаковые затраты на обслуживание трафика.

Образовательный эффект
Введение принципа «платит звонящий» дало нам очень хорошую возможность подготовиться к введению трех тарифных планов. После введения СРР число выставляемых абонентам МГТС счетов выросло за первый месяц с 250 000 до 1, 8 млн, также увеличилось число претензий, связанных с взаиморасчетами с абонентами. МГТС получила неоценимый опыт работы с абонентами в таких условиях, который очень пригодился нам в марте — апреле 2007 г.

Абоненты тоже изменились, они стали более дисциплинированными и разбирающимися в изменениях на рынке связи. Наши клиенты теперь хорошо умеют отличать зоновое соединение от междугородного и местного, они спрашивают у своих телефонных собеседников, где те подключались к сети -в Москве или в других регионах, чтобы выяснить, по какому тарифу нужно будет оплачивать разговор. Такая азбука грамотности для абонентов, по моему мнению, тоже нужный и полезный результат реформы фиксированной связи.

И напоследок мне хотелось бы отметить еще одну заслугу регулятора и всех участников телекоммуникационного рынка: революция в области связи прошла без социальных волнений.

28 Июня 2007