ВЕК С ЧЕТВЕРТЬЮ СОЕДИНЯЕМ ЛЮДЕЙ

Телефонная сеть Москвы празднует юбилей.
Читатели «МК», конечно же, знают, что в этом году ОАО МГТС исполняется 125 лет. В честь этой даты телефонная сеть совместно с «МК» устроили специальный конкурс для читателей, а на празднике «МК» в Лужниках на специальной площадке МГТС состоится финальный розыгрыш. В Москве нет такого человека, кто бы ни разу не пользовался услугами МГТС. И в этом смысле мы имеем дело с уникальной компанией. У МГТС богатая история. Все радости и невзгоды, выпавшие за эти век с четвертью на долю народа, компания прошла вместе с ним. Сегодня компания меняется, сохраняя при этом главное — задачу служить и помогать москвичам.

Создание Московской городской телефонной сети началось в 1881 году. Тогда в феврале вышло Положение Комитета министров «Об устройстве телефонных сообщений», а затем 25 сентября постановление Правительства России «Об условиях предоставления прав на строительство и содержание городских телефонных сетей общего пользования». Через 10 месяцев, 13 июля 1882, года состоялось открытие первой ручной телефонной станции системы Тилеланда" компании «Белла» на Кузнецком мосту, 6 (дом купца Попова). С этой даты и ведет отсчет своего существования сегодняшнее ОАО МГТС. Сейчас трудно сказать, кто из абонентов сделал первый звонок. Но понятно, что связь тогда была дорогая, а абонентов — всего несколько десятков.

Впрочем, телефонная сеть Москвы стала развиваться очень быстро. Уже в 1901-16 гг. компания работала под лозунгом: «Телефон — в каждый дом!». В Милютинском переулке была построена Центральная городская телефонная станция, появились коммутаторы и автоматическое подключение к коммутатору. Печатались телефонные справочники абонентов. Но трагические революционные события по понятным причинам отбросили развитие компании на несколько лет. Впервые за время существования телефонной сети Москва осталась без связи. Возрождение компании началось в 20-х.
Тогда, 17 августа 1926 г., была открыта первая районная телефонная станция, а в 1927 году на Ленинградском заводе «Красная заря» был выпущен первый телефонный аппарат для автоматической телефонной станции с дисковым номеронабирателем. В это же время Народный комиссариат почт и телеграфов принимает решение об использовании для нужд радиовещания городских телефонных линий. В 1927 г. на центральной телефонной станции монтируется радиовещательная установка, рассчитанная на подключение 300-400 радиоточек, и специальный радиостол, с помощью которого осуществлялось соединение абонентских телефонных линий с радиовещательной установкой. Так что радиофикация Москвы проводилась силами МГТС. Чего же удивляться, что сегодня по городским телефонным линиям в квартиры москвичам «бегут» Интернет и около 100 телевизионных каналов!


В 30-е годы развитие столичной телефонной сети продолжилось. Началась реконструкция воздушных телефонных линий, в 1937 году была запущена знаменитая служба точного времени — «Говорящие часы».

После войны, когда в столице резко увеличились темпы жилищного строительства, появилась очередь на телефон. Уже к 1967 году количество абонентов МГТС достигло миллиона. Чтобы обеспечить москвичей связью, стали внедрять координатные АТС и был осуществлен переход на 7-значную нумерацию. К1978 году МГТС насчитывала уже 2,5 млн. абонентов.

Время новой современной России стало для компании периодом небывалого роста и больших изменений — как технических, так и организационных. 1 июля 1994 года ГП «МГТС» было преобразовано в ОАО МГТС. К этому времени компания уже вышла на уровень 4-х миллионов абонентов. В 2004 году МГТС вошла в группу компаний «Система Телеком». В это время началась глобальная техническая реконструкция — для того, чтобы превратить телефонную сеть столицы России в одну из самых передовых и предоставлять москвичам телекоммуникационные услуги европейского уровня. Все это повлекло за собой и смену бренда МГТС. Решение это продиктовано стремлением подчеркнуть лидирующее положение компании на рынке фиксированной связи и продемонстрировать активное внедрение инноваций и технологических достижений. Не все, наверное, знают, что в истории компании логотипы менялись несколько раз, отражая свою эпоху, свое время, свои задачи. Посмотреть историю МГТС через призму изменения ее знаков весьма любопытно.

Менялась компания — менялись знаки.
В первые 20 лет существования Московской телефонной сети (с 1882 по 1901 год), когда она принадлежала «Международной компании Телефонов Белла», каких-то особых символов, придуманных специально для российского филиала, обнаружить не удалось. Но вот затем, когда компания перешла в руки Шведско-Датско-Русского акционерного общества, появился и первый настоящий логотип. Произошло это потому, что скандинавы пришли надолго и относились к телефонному бизнесу в России серьезно. Это был знак круглой формы, вписанный в 12-конечную звезду. В центре была изображена развернутая вверх телефонная трубка, больше напоминающая факел, извергающий молнии. Знак этот использовался как во внутренних, так и во внешних документах. Этим же роскошным знаком маркировались крышки люков кабельных колодцев. Знак общества более напоминал орден. Все говорило о том, что телефонная связь — услуга дорогая, элитная, пользоваться телефонной связью — все равно что принадлежать к особому ордену избранных.

После революции произошла национализация компании. Поверх прежнего знака появился серп и молот и, разумеется, исчезло название скандинавских партнеров. И впервые появляется аббревиатура — МГТС.

В 1982 году, в ознаменование 100-летнего юбилея, МГТС была награждена орденом Ленина. С этого момента изображение ордена стало украшать атрибутику компании. Одновременно к юбилею появляется новый знак МГТС — круглый, с буквой «М», накрытой телефонной трубкой, в центре. На полиграфических материалах буква «М» была стилизована под кирпич Кремлевской стены, а очертаниями напоминала башни Кремля. Этот знак использовался в корпоративных сувенирах, полиграфии, но поскольку в компании тогда не существовало понятия «фирменный стиль», его использование не было обязательным.

Работы по созданию фирменного стиля компании начались в 90-х годах. Тогда Игорь Маркович Лобовский, начальник лаборатории научной организации труда, с группой дизайнеров разработал первую версию знака. Для своего времени этот знак был революционным — в нем не было советской символики, он стал исключительно символом компании. Работа по созданию фирменного стиля была закончена специалистом отдела рекламы Сергеем Николаевичем Ерофеевым, который снял «заливку» с букв МГТС, сделав их более воздушными, устремленными в будущее. Он же зарегистрировал знак в 1991 году. На основе этого знака он разработал фирменный стиль компании, рекомендации для подразделений, флаг, образцы документов, воплотил визуально систему корпоративных наград.

Новый логотип, появившийся в 2004 году, — это, прежде всего, символ единого сквозного бренда группы компаний «Система Телеком». Этот знак отражает очередной этап в развитии МГТС. По стилистике он далек от «ордена» 1901 года, но точно также, как и все его предшественники, отражает представления и чаяния своего времени. Но к чему же сейчас стремится ОАО МГТС?

Время новых свершений
Сейчас МГТС переживает принципиально новый этап развития. Уже несколько лет МГТС не является только домашней трубкой. Это точка доступа к целому спектру современных услуг связи, включая телефонию, Интернет и телевидение — столь популярный в мире набор услуг triple play.

Изменения коснулись всех сфер жизни компании: маркетинга, продаж, обслуживания абонентов. Современность, удобство, простота использования, теплое отношение, широкий спектр новых услуг — эти ключевые понятия стали основой стратегии компании на сегодня и на ближайшее будущее.

МГТС очень хочет, чтобы все абоненты увидели и оценили эти изменения:

  • широкий спектр новых услуг, от базовых услуг телефонной связи и дополнительных видов телефонного обслуживания, доступных на цифровом фрагменте сети, до широкополосного доступа в Интернет и IР-телевидения;
  • самые передовые услуги, создающиеся на острие технического прогресса, включая конвергентные услуги класса FMC (конвергенция фиксированной и мобильной связи);
  • удобная среда общения с абонентами: единый счет, «Личный кабинет» для управления своими услугами, разнообразные платежные инструменты, единая точка доступа для расчетов за услуги связи, предлагаемые компаниями холдинга.

ОАО МГТС празднует 125 лет! Издательский дом «Московский комсомолец» от себя лично и от лица всех наших читателей поздравляет коллектив Московской городской телефонной сети с этой знаменательной датой. Сделано и прожито много. Но еще большее впереди!

09 Июня 2007