№ 7

Содержание номера:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА: Фиксированная связь: взгляд в будущее
ПЕРВАЯ ПОЛОСА: Служба 009 — информация и услуга
НОВОСТИ КОМПАНИИ: Повышение рейтинга

Фиксированная связь: взгляд в будущее

Президиум пленарного заседания конференции

25 марта 2005 г. состоялась вторая конференция цикла «Проводная связь в России», генеральным партнером которой выступила компания «Система Телеком».

Конференция «Проводная связь в России», организованная федеральным деловым изданием «Ведомости», прошла в московском «Марриотт Гранд Отеле». Более 150 профессионалов телекоммуникационного рынка собрались, чтобы обсудить состояние дел в отрасли, актуальные тенденции рынка, проблемы и стратегию развития различных сегментов рынка проводной связи, проанализировать перспективы ее развития в условиях конкуренции с беспроводными технологиями.

Министерство информационных технологий и связи России представлял заместитель министра Дмитрий Милованцев. В докладе «Перспективы развития проводной связи» он остановился на особенностях государственного регулирования этого рынка, рассказал также о том, как Мининформсвязи видит перспективы развития операторов фиксированной связи, назвал основные тенденции развития телекоммуникационного рынка России.

С одним из основных докладов на конференции выступил первый заместитель генерального директора компании «Система Телеком» Александр Вронец. Тема его сообщения — «Тенденции развития операторов фиксированной связи в условиях конвергентного рынка». Докладчик обрисовал возможности использования ресурсов мобильных сетей и Интернета для дальнейшего развития операторов проводной связи, отметил, что за рубежом накоплен определенный опыт такого взаимодействия, привел примеры возможных бизнес-моделей партнерских отношений операторов различных видов связи.

На конференции выступил генеральный директор ОАО МГТС Алексей Гольцов, который рассказал о перспективах развития фиксированной связи в условиях мегаполиса.

По словам А. Гольцова, в прошлом году экономическое положение нашей компании было стабильным, да и сегодня продолжается наращивание емкости сети, растут темпы реконструкции, увеличивается объем услуг, предоставляемых сетью передачи данных.

«Вместе с тем такие неплохие, на первый взгляд, результаты не должны успокаивать, — отметил генеральный директор МГТС. — Налицо тенденции, с которыми уже столкнулись некоторые компании, а именно: интенсивное развитие подвижной связи приводит на первых порах к снижению роста, а впоследствии — и к сокращению объема предоставления традиционных услуг фиксированной телефонной связи. Чтобы своевременно подготовиться к происходящим принципиальным изменениям на рынке телекоммуникационных услуг, операторы фиксированных сетей вынуждены искать принципиально новые подходы к стратегии своего развития».

В Программе реконструкции и развития сети ОАО МГТС до 2012 г. приоритетной задачей названо создание технической и организационной инфраструктуры, позволяющей абонентам, не находящимся в движении, максимально оперативно и просто получить доступ к любым современным (и будущим) услугам связи. Для достижения этой цели следует использовать основное преимущество сетей фиксированной связи — потенциальную возможность обеспечить абоненту принципиально большую полосу пропускания каналов доступа для получения услуг.

Как известно, до последнего времени реконструкция и развитие сети ОАО МГТС осуществлялись путем цифровизации телефонной связи на принципах коммутации каналов. По этому пути в свое время пошли практически все операторы развитых стран.

К настоящему моменту сеть компании цифровизирована примерно на 25%, оставшаяся часть будет реконструирована в ближайшие годы. Пик работ по реконструкции совпал с происходящей в телекоммуникационной отрасли принципиальной сменой поколений технологий. Некоторое время технологии пакетной передачи данных существовали параллельно с традиционными для телефонии технологиями коммутации каналов. Однако в последние два-три года наблюдается стремительное вторжение пакетных решений в традиционные услуги телефонии. И если еще в прошлом году у ведущих производителей телекоммуникационной техники эти решения находились в основном в стадии опытных образцов, то уже в начале этого года многие стали предлагать оборудование для практического использования названных решений в сетях.

МГТС учитывает в своей деятельности происходящие в отрасли процессы. Так, при создании широкополосной сети передачи данных (СПД ОП) был получен ценный опыт построения и эксплуатации мощной магистральной сети пакетной коммутации, охватывающей всю территорию города. Эта сеть построена на базе перспективной протокольной архитектуры IP MPLS, которая, по прогнозам ведущих телекоммуникационных производителей, станет основой магистральных сетей следующего поколения (NGN).

В области систем коммутации традиционного телефонного трафика для сетей следующего поколения конкретные технические решения стали появляться в конце прошлого — начале этого года. Однако к настоящему моменту «слой» NGN до конца не стандартизирован, многие протокольные решения пока не отработаны. Поэтому в МГТС организована опытная зона, в которой идет проверка технических решений в реальных условиях, а завершение комплексного тестирования и отработки инженерных решений, предлагаемых ведущими производителями телекоммуникационного оборудования, планируется на конец года, с тем чтобы в 2006 г. можно было приступить к проектированию реконструкции сети на новой технологической основе. В будущем на сети будут эксплуатироваться системы двух технологий: коммутации каналов (оборудование станций ОПТС, построенных до перехода к сетевой архитектуре NGN) и пакетной коммутации. Новые (широкополосные) услуги сети будут доступны всем абонентам с той лишь разницей, что в ее «старой» части будет использоваться «наложенная» широкополосная сеть, а в «новой» — единая инфраструктура.

Приоритетным направлением для МГТС будет и развитие сети широкополосного доступа по технологии хDSL. Однако она имеет естественные ограничения по «загрузке» одного кабеля уплотненными линиями, поэтому в местах наибольшей плотности абонентов предполагается развитие технологий доступа на основе ВОЛС.

В зоне постоянного внимания руководства компании находится и сегмент стационарного беспроводного доступа к фиксированным сетям. Эта технология в перспективе значительно дополнит существующие «кабельные» способы доступа и позволит обеспечить максимум удобств при получении услуг клиентами, находящимися как дома, так и в общественных зданиях. Наши прогнозы подтверждаются западным опытом внедрения технологий Wi-Fi (4,2 млн. абонентов в США).

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что технологической основой сетей фиксированных операторов в будущем станет единая универсальная магистральная среда, опирающаяся на совокупность средств широкополосного абонентского доступа.

— Решение описанных выше технологических задач — лишь одна из составляющих успеха, — отметил в заключение А. Гольцов. — Не менее сложные проблемы предстоит разрешить и в области организации работы с абонентами. Здесь приоритетным направлением является создание автоматизированных систем интерактивного взаимодействия с абонентами. Важно, чтобы заказ новых сервисов и управление используемыми были обеспечены абоненту в режиме онлайн с помощью любого доступного средства связи.

Основные положения Программы реконструкции и развития сети

Технологические

— Использование единой магистральной транспортной среды, построенной на принципах пакетной коммутации и обеспечивающей передачу всех видов трафика (речь, данные, видео и др.).

— Модернизация распределительной сети абонентского доступа, построенной на кабелях с медными жилами на основе использования перспективных методов цифрового уплотнения (xDSL).

— Развитие в зонах высокой плотности абонентов технологий абонентского доступа на основе использования ВОЛС (Metro Ethernet).

— Активное развитие нетрадиционных для фиксированных операторов систем беспроводного доступа на участке «последнего метра» (Wi-Fi, Wi-Max и т. п.).

— Максимально возможная интеграция (унификация) применяемых технологических решений с сетями других операторов города с целью обеспечения возможности предоставления абонентам комплексных услуг, использующих все существующие технологии.

Организационные

— Создание инфраструктуры, развернутой «лицом к абоненту». Не абонент ищет оператора для получения необходимых услуг, а оператор предлагает и стимулирует абонента использовать современные телекоммуникационные услуги.

— Предоставление абоненту простых и интуитивно понятных возможностей не только заказа, но и управления предоставляемым ему спектром услуг.

— Максимальное упрощение для абонента вопросов, связанных с оплатой потребленных услуг.

— Объединение процессов обслуживания абонентов в рамках кооперации с операторами мобильных и других сетей.

— Максимальное привлечение к сотрудничеству производителей и провайдеров контента с целью наполнения телекоммуникационных услуг «полезным содержанием».

ОАО «Московская городская телефонная сеть» входит в десятку крупнейших фиксированных местных сетей электросвязи, обслуживающих крупнейшие мегаполисы мира, и располагает самой разветвленной и мощной телефонной сетью в городе. Монтированная емкость сети — 4,8 млн. номеров, еще 2,1 млн. номеров составляет емкость сетей присоединенных к МГТС альтернативных столичных операторов. Построена широкополосная сеть передачи данных, абонентам которой предоставляются высокоскоростной доступ в Интернет, услуги виртуальных частных сетей и другие современные телекоммуникационные услуги. Сегодня ими пользуются более 160 тыс. абонентов, ежемесячно эта цифра увеличивается на 20 тыс.

Служба 009 — информация плюс услуга

Журналисты знакомятся с работой службы 009

29 марта в Управлении информационных ресурсов и систем прошла пресс-конференция «Реформирование службы 009 и расширение географии ее деятельности».

Генеральный директор Алексей Гольцов и заместитель генерального директора — начальник УИРиС Николай Савлуков рассказали журналистам о том, что завершившаяся модернизация справочно-сервисной службы дала ей ряд новых возможностей и преимуществ, а также открыла к ней доступ всем операторам фиксированной и сотовой связи.

Реорганизация этого подразделения нашей компании была как организационной, так и технологической. В декабре 2004 г. под единым номером 009 объединились три платные справочно-сервисные службы МГТС: 05-0, 05-3 и 05-9. Модернизированный на базе технологических решений компании Strom Telecom call-центр МГТС теперь позволяет принимать одновременно 4 тыс. входящих звонков вместо 800. Появилась техническая возможность совершать единовременно до 810 исходящих вызовов. Это изменило принцип работы наших операторов: около 30% запросов выполняются ими в режиме «отложенной справки». Когда поиск информации требует значительного времени или дозвона по другим телефонным номерам, абонент просто оставляет свои координаты, а оператор перезванивает ему чуть позже, уже с полным набором необходимых сведений.

Как отметил Алексей Гольцов, «сочетание собственных услуг МГТС и ее самой актуальной справочно-информационной базы Москвы, дополнительного сервиса сторонних контент-провайдеров, единого для абонентов всех видов сетей номера доступа 009 — все это создает уникальный ресурс, аналога которому на рынке нет». Мы представляем службу 009 на рынке справочных услуг как единую «точку входа» запросов абонентов. Сеть МТС уже присоединилась к нашему сервису, ведутся переговоры с рядом операторов фиксированной и сотовой связи.

Главное отличие обновленной службы заключается в концепции «информация плюс услуга». «Мы создали универсальную службу, набрав номер которой можно решить любую проблему: от простой справки до консультации с юристом, заказа лекарств, такси, столика в ресторане и так далее», — сказал Николай Савлуков. Дополнительные сервисы обеспечиваются десятью контент-провайдерами, сотрудничающими с УИРиС.

Наша компания предлагает вполне доступные тарифы на справки и сервисы: 35 руб. за минуту общения с оператором для абонента МГТС, а для МТС минута соединения обойдется в 1,95 долл. Абонент получает доступ к самой актуальной базе данных и разнообразным возможностям: от заказа пиццы на дом или в офис, до записи к врачам-специалистам и покупки туристических путевок.

Во время пресс-конференции сотрудниками Научно-исследовательского центра ОАО МГТС был организован телемост со службой 09. С площадки в Столярном пер., где и расположен операторский зал службы 09, заместитель начальника УИРиС по производственной деятельности Елена Вронец отвечала на вопросы журналистов о ежедневной работе сотрудников call-центра. Сейчас в компании работают примерно 450 операторов, которые обрабатывают порядка 150 тыс. вызовов в день, 90% из них приходится на бесплатную службу, что ярко характеризует социальную направленность нашей компании. Однако благополучное существование нашей компании зависит в том числе и от развития коммерческой составляющей справочно-информационного бизнеса. В случае необходимости штат сотрудников call-центра можно увеличить до 1100 человек, что позволит нам на аутсорсинге предоставлять другим компаниям, например, услуги телемаркетинга. Вступление МГТС в Европейскую ассоциацию справочных служб также расширит спектр услуг за счет предоставления справочной информации по зарубежным странам.

По окончании пресс-конференции журналисты увидели, как в реальности протекает работа справочной службы, и даже могли попробовать себя в качестве «телефонной барышни». Но страшную тайну мы им не раскрыли: звонки, которые поступали на выделенное для репортеров рабочее место, были смоделированы нашими сотрудниками, а в роли придирчивого абонента выступал диктор УИРиС.

Новости компании

24 марта международное рейтинговое агентство Standard & Poor«s повысило долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг российской диверсифицированной холдинговой группы АФК «Система» с уровня «B» до уровня «BB-».

Как сообщила пресс-служба агентства, рейтинги на уровне «B», присвоенные приоритетным обеспеченным и необеспеченным долговым обязательствам компании АФК «Система», были подтверждены. Долгосрочные корпоративные кредитные рейтинги МТС — лидирующего российского оператора сотовой связи, и всех приоритетных необеспеченных долговых обязательств этой компании были подтверждены на уровне «BB-».

Долгосрочные корпоративные кредитные рейтинги дочерней компании ОАО «Московская городская телефонная сеть» также были повышены с уровня «B» до уровня «BB-». Кредитные рейтинги МГТС по российской шкале выросли с уровня «ruA» до уровня «ruAA-». Прогноз по рейтингам всех эмитентов оценивается как «Стабильный».

Как отмечается в сообщении агентства, принятые решения отражают консолидированный рейтинговый подход к АФК «Система», МТС и МГТС, которые, по сути, обеспечивают наибольшую часть общих доходов, прибыльности, денежных потоков и активов группы.

Повышение рейтингов МГТС обусловлено улучшением кредитоспособности основного акционера — АФК «Система», которая контролирует стратегию и финансовую политику компании, владея 55,6% ее голосующих акций.

1 апреля 2005